Компенсация недостатка - Ребенок, имеющий и осознающий какой-либо свой недостаток (физический или умственный), стремится его как-то компенсировать и может это осуществить разными способами. Вариант первый - исправление недостатка путем напряженных усилий. Вариант второй-уклонение от осознания неприятного качества. Вариант третий-смотреть на весь окружающий мир сквозь призму своего несчастья с вытекающей отсюда мнительностью, пессимизмом, иногда-озлоблением. Вариант четвертый - приспособление к установкам окружающих людей. Вариант пятый-компенсация недостатка в одной области достижениями в другой области.
В интимном разговоре с учеником учитель должен (если возникает такая необходимость) показать ему, что наиболее разумными, наиболее достойными вариантами компенсации является первый или пятый, и всячески помочь ученику в осуществлении такой компенсации, в частности путем указания той области, в которой ученик может наиболее себя проявить.