Критика - один из основных инструментов человеческого разума. Если на обывательском уровне под критикой обычно понимают указывание на недостатки (в том числе публичное), то в научном обиходе под критикой понимается поиск противоречий, выявление ошибок, исследование достоверности. Фактически критикой человек стремиться ответить на один единственный вопрос: "А может ли дело обстоять иначе?"
Примеры критики:
- кто-то рассказывает некоторую историю; слушатель в этой истории выискивает внутренние противоречия;
- один ученый делает доклад о своем открытии; другой ученый указывает на противоречия с общепринятыми воззрениями научного сообщества;
- в средствах массовой информации широко освещается творчество некоторого художника, личность которого преподносится в качестве гениального творца; некий искусствовед анализирует это творчество и указывает на то, что оно на самом деле лишено новизны, а художник очень слабо владеет техникой и т.д.
Критичность - то насколько часто и охотно человек пользуется критикой. Критичность характеризует человека как интеллектуально самостоятельную и активную личность. Часто она связана с высокой самооценкой и/или стремлением самоутвердиться в качестве интеллектуального лидера.
Критичность хорошо сочетается с общим высоким уровнем интеллекта, а также продвинутой картиной (моделью) мира. В противном случае она вырождается в примитивную подозрительность. В первом случае критичность интеллектуально обогащает человека. Во втором наоборот притупляет, ограничивает.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я