Для учебников типичным является образец, который демонстрирует готовый, строго определенный результат решения задачи. Для правильной работы по этому образцу ученику надо вывести из него, а затем произвести в заданном материале только те операции, которые необходимы для получения такого же результата. Такой образец условно называется <трафаретом>.
Результаты обучения по образцу-трафарету показывают, что он может приводить к формированию правильного приема решения у одних школьников и не приводить у многих других.
Несколько другой результат был получен при использовании <образцов-альтернатив>. В этом образце демонстрируется два варианта решения: правильный и неправильный. Учащиеся в этом случае оказываются перед необходимостью выбрать из двух вариантов решения правильный. Тем самым учащиеся выполняют определенные операции не только с заданным материалом задачи, но и самим образцом. Такая специальная работа над образцом способствует преодолению тенденции к механическому подражанию. Результаты работы учащихся по образцам-альтернативам-были более положительны, чем по образцам-трафаретам.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я