Культура решения задач заключается в следующем:
- поиск решения совершается на базе глубокого и всестороннего предварительного анализа задачи,
- каждая из совершаемых проб обосновывается и ее результаты анализируются,
- после нахождения верного решения производится ретроспективный анализ с целью выявления общих методов, примененных в этом решении,
- поиск более рационального решения, если это возможно.
Культуре решения задачи можно и нужно учить учащихся, начиная с начальных классов.
Главное - сделать сами задачи, их структуру и особенности предметом особого изучения и усвоения. Необходимо использовать особую систему упражнений, где конкретные задачи являются лишь материалом, а целью:
1) расчленение задачи да элементарные условия и требования,
2) выявление связей и зависимостей между отдельными условиями (данными) и между данными и требованием,
3) построение схематической модели задачи,
4) перекодирование задачи на другой язык.
Непременным условием является то, что во всех этих упражнениях сама заданная задача не решается, чтобы не отвлекать учащихся от главного - анализа задачи.
Особую роль в формировании у учащихся культуры решения задач играет заключительный, ретроспективный анализ проведенного решения с целью выявления и усвоения общих методов и приемов решения задач.
Другие составляющие культуры решения задачи:
1) процесс формирования способностей и умений должен приобрести целенаправленный и управляемый характер,
2) четкое представление, какой компонент общих способностей к решению задач, какое умение формируется в данное время с помощью решения определенной системы учебных и конкретно-практических задач,
3) какую роль играет каждая из используемых задач,
4) полезнее решать меньшее количество задач, но при этом само решение должно содержать глубокое изучение этих задач, сущности их решения, выявление общих методов и приемов, используемых в этом решении,
5) задачи и механизмы их решения должны стать объектами глубокого и постоянного изучения на протяжении всех лет обучения,
6) привитие разумного подхода, предприимчивости в поисках и конструировании методов решения,
7) выработка дисциплинированного мышления в процессе решения,
8) привитие эстетического взгляда на решение задач, предполагающего оценку этого решения не только с точки зрения ее безупречной логической правильности, но и красоты и изящества,
9) школьник должен сам ставить цели в отношении решаемой задачи,
10) формулирование задачи учеником должно быть связано с поиском общего способа решения целого класса задач,
11) решение задачи должно осуществляться на базе глубокого и всестороннего предварительного анализа задачи,
12) необходим и анализ хода решения, в том числе ретроспективный, поиск наиболее рационального решения,
13) привнесение элементов творчества,
14) восприятие самим учителем простого и понятного для него задания как нового и удивительного, т.е. попытка восприятия проблемы глазами ребенка.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я