Формирование культуры решения задач

Формирование культуры решения задач - Процесс освоения учащимся отдельных интеллектуальных операций, абстрактных схем, принципов и идей по решению интеллектуальных задач.    Культура поведения при встрече с задачей есть по сути дела овладение некоторой стратегией и тактикой поиска решения задачи. Раньше считалось, что единственный метод формирования умения решать задачи - практика в решении большого количества задач. Известный математик и методист Д. Пойя так и советует: "Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!" Следуя этому совету, учителя математики, физики, русского языка и других предметов предлагают учащимся огромное количество задач и затрачивают на их решение не менее половины всего учебного времени, не считая времени домашней работы учащихся, которая состоит в основном из решения задач. А результаты этой титанической работы более чем скромные: многие учащиеся так и не овладевают общим подходом к их решению и, встретившись с задачей незнакомого вида, теряются и не знают, как к ней подступиться.

Культура решения задач заключается в следующем:

- поиск решения совершается на базе глубокого и всестороннего предварительного анализа задачи,

- каждая из совершаемых проб обосновывается и ее результаты анализируются,

- после нахождения верного решения производится ретроспективный анализ с целью выявления общих методов, примененных в этом решении,

- поиск более рационального решения, если это возможно.

Культуре решения задачи можно и нужно учить учащихся, начиная с начальных классов.

Главное - сделать сами задачи, их структуру и особенности предметом особого изучения и усвоения. Необходимо использовать особую систему упражнений, где конкретные задачи являются лишь материалом, а целью:

1) расчленение задачи да элементарные условия и требования,

2) выявление связей и зависимостей между отдельными условиями (данными) и между данными и требованием,

3) построение схематической модели задачи,

4) перекодирование задачи на другой язык.

Непременным условием является то, что во всех этих упражнениях сама заданная задача не решается, чтобы не отвлекать учащихся от главного - анализа задачи.

Особую роль в формировании у учащихся культуры решения задач играет заключительный, ретроспективный анализ проведенного решения с целью выявления и усвоения общих методов и приемов решения задач.

Другие составляющие культуры решения задачи:

1) процесс формирования способностей и умений должен приобрести целенаправленный и управляемый характер,

2) четкое представление, какой компонент общих способностей к решению задач, какое умение формируется в данное время с помощью решения определенной системы учебных и конкретно-практических задач,

3) какую роль играет каждая из используемых задач,

4) полезнее решать меньшее количество задач, но при этом само решение должно содержать глубокое изучение этих задач, сущности их решения, выявление общих методов и приемов, используемых в этом решении,

5) задачи и механизмы их решения должны стать объектами глубокого и постоянного изучения на протяжении всех лет обучения,

6) привитие разумного подхода, предприимчивости в поисках и конструировании методов решения,

7) выработка дисциплинированного мышления в процессе решения,

8) привитие эстетического взгляда на решение задач, предполагающего оценку этого решения не только с точки зрения ее безупречной логической правильности, но и красоты и изящества,

9) школьник должен сам ставить цели в отношении решаемой задачи,

10) формулирование задачи учеником должно быть связано с поиском общего способа решения целого класса задач,

11) решение задачи должно осуществляться на базе глубокого и всестороннего предварительного анализа задачи,

12) необходим и анализ хода решения, в том числе ретроспективный, поиск наиболее рационального решения,

13) привнесение элементов творчества,

14) восприятие самим учителем простого и понятного для него задания как нового и удивительного, т.е. попытка восприятия проблемы глазами ребенка.

 


См. также

Педагогические приемы Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru