Метод в психологии и других науках, ориентированный на сбор первичной информации о человеке (испытуемом, клиенте, респонденте и т.д.) и построенный в виде специального бланка с вопросами - анкеты. Человек обычно заполняет анкету самостоятельно.
В психологии анкетирование часто заменяет интервью. При всех достоинствах живого общения у интервью есть существенный недостаток - психологу не всегда удобно в беседе собирать биографические сведения: возраст, место рождения, образование, место работы и т.д. Такое интервью может стать похожим на допрос и несколько оттолкнуть клиента. Анкетирование также полезно во время групповых обследований - для сбора дополнительной информации.
Как правило, анкета включает в себя вопросы фактического характера:
- Ф.И.О.,
- возраст,
- пол,
- место рождения,
- город проживания,
- место учебы/работы,
- стаж работы,
- семейное положение и т.д.
Также в анкеты можно включать вопросы, проясняющие для психолога ситуацию. Так, если консультация носит профориентационный характер, в анкете можно спросить про профессиональные планы. Если предстоит работа с жалобами, но характер их не ясен, тогда можно попросить указать проблемы и то, как уже решалась эта проблема.
В последнее время становятся популярными онлайн-анкеты. Например, перед визитом к психологу клиент заполняет анкету на сайте. В результате психолог может так или иначе подготовиться к предстоящей консультации. Это удобно, но в классической бумажной анкете тоже есть свои плюсы: информативен в некоторой степени почерк, можно оценить грамотность (при заполнении анкеты онлайн возможна автоматическая проверка).
Анкетирование широко используется в экспериментальной психологии. При этом оно может применяться на всех этапах: начальном, промежуточном, финальном. На промежуточном этапе анкетирование может применяться, например, для того, чтобы выяснить состояние испытуемого (с его слов), его отношение к эксперименту и т.д.
Анкета может состоять не только из чисто текстовых элементов: вопрос и пустое место для ответа. Часто в анкеты вставляются разного рода графические элементы. Например, «чекбоксы» - квадратики, в которых опрашиваемый может поставить галочку. Или «ползунок», на котором делаются отметки, чтобы показать степень интенсивности какого-то переживания, отношения. Для повышения формальной точности ответов как раз рекомендуется там, где можно, задействовать такого рода элементы. Например, вместо того, чтобы оставить пустое поле рядом с вопросом «Образование», можно сделать список из нескольких возможных ответов («Неполное среднее», «Среднее» и т.д.).
Ядов В. А. Социологическое исследование - методология, программа, методы.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я