Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробовать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для наркотиков.
Понимание того, каковы причины наркотизации и алкоголизации подростков и как происходит приобщение подростка к алкоголю и наркотику, имеет исключительное значение для планирования и проведения профилактической работы. Результаты обследования школьников, употребляющих наркотики и алкоголь позволяют составить рейтинг причин, которые, по мнению самих подростков, сыграли решающую роль в их приобщении к алкоголю и наркотикам:
1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать референтной группе своих сверстников.
2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.
3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.
4. Желание пережить эмоционально приятное состояние "кайф".
5. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.
6. Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение.
7. Демонстративный протест.
Таким образом, наиболее действенной причиной приобщения подростков к алкоголю и наркотикам является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников. Рассмотренные выше причины приобщения к алкоголю и наркотикам, как их видят сами алко- и наркозависимые подростки, не исчерпывают всей сложности проблемы формирования пагубной зависимости.
Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут как способствовать, так и припятствовать алкоголизации и наркотизации. Чтобы адекватно строить профилактическую работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.