Задатки и способности. Основные тезисы

   Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

 Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

 1. индивидуально-психологические особенности;

 2. определяющие успешность выполнения деятельности;

 3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

 Маничев С.А.:

 1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

 2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

 3. Наличие границ способности;

 4. Нестандартность результатов;

 5. Мера общественного признания;

 6. Помехоустойчивость;

 7. Уровень обобщенности, перенос.

 Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

 Эмпирические признаки способностей:

 1. Уровень продуктивной деятельности;

 2. Скорость научения;

 3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

 4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);

 5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

 Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

 Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

 Условия развития способностей:

 1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

 2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

 3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

 - простая деятельность - снижение интересов;

 - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

 Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

 Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.

 Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

 Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

 Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

 Талант - это способность к достижению высшего порядка.

 Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:

 - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

 - осознание способности;

 - включенность способности в характер.

 Показатели одаренности:

 - темп и легкость усвоения материала;

 - широта переноса;

 - время проявления;

 - соотношение результатов с условиями.

 Факторы, влияющие на развитие способностей:

 - исходная предпосылка - врожденные задатки;

 - время выявления;

 - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

 - всестороннее развитие интересов и способностей;

 - соперничество и сотрудничество.

 

Вернуться к содержанию

 


См. также

Психология в тезисах

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru