Характер и методы его изучения. Основные тезисы

   Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой темперамента. Таким образом, направленность - вектор, а характер - соотношение мотивов и отношений вообще.

 Левитов: Характер - психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее.

 Ковалев: Характер - психический склад личности, который сложился под влиянием внешних воздействий и воспитания и определяет стиль поведения и отношений человека. Таким образом, характер - это приобретенная характеристика.

 Штерн: характер - социальные диспозиции (диспозиции социального поведения). Структура: темперамент, интеллектуальные особенности, волевые особенности и т.д. Таким образом, характер проявляется в обществе.

 Олпорт: Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определения трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей.

 Платонов: Характер - каркас личности. Содержательная сторона - направленность плюс воля плюс проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их.

 Мерлин: Черты характера - это свойство личности в целом, которые проявляются в социально-типических ситуациях.

 Признаки черт характера:

 1. Ситуативная обусловленность;

 2. В основе лежат определенные отношения;

 3. Формы проявления (качественные особенности психических процессов, темпераментных особенностей и т.д.)

 Функции характера:

 1. Помогают человека самоосуществиться в деятельности;

 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

 Эмпирические характеристики черт характера:

 1. Интегративные. Это всегда структура.

 2. Индивидуально-своеобразное сочетание свойств.

 3. Относится к социальному поведению человека.

 4. Это всегда отношение, т.е. всегда есть мотивационный компонент;

 5. Автоматизированность проявлений черт характера. Черты долго закрепляются, а потом начинают проявляться автоматизированно. Автоматизм может приветси к акцентуации;

 6. Яркая выраженность;

 7. Наличие волевого компонента;

 8. Относительная стабильность;

 9. Формируется через воспитание.

 Сферы проявления черт характера:

 1. Социальная; 2. Деятельность; 3. Общение.

 Классификация черт по Левитову:

 1. Свойство характера как целого: определенность (связанная с направленностью), цельность и непротиворечивость, сложность (широта), сила (твердость);

 2. Черты характера, связанные с направленностью;

 3. Черты характера, связанные с волей.

 Ковалев: черты характера как целого:

 1. Моральная воспитанность; 2. Полнота; 3. Цельность; 4. Определенность (воля); 5. Уравновешенность (свойство нервной системы).

 У Ковалева в характер входит все, это и склад, и профиль, и своеобразное сочетание.

   Формирование характера.

 Ананьев: основная линия формирования характера - переход отношений в черты характера. Преобразование интериндивидуальных связей в интраиндивидуальные (сначала - коммуникативные, потом - рефлексивные).

 Развитие характерологических особенностей:

 1. Отношение общения;

 2. Субъектные, волевые, эмоциональные;

 3. Самоотношения (рефлексивные свойства характера, особенно ценностные ориентации).

 Методы изучения (Левитов):

 1. Наблюдение. Эффективность зависит от цели;

 2. Эксперимент. Может использоваться по поводу психических процессов. Например: память: насколько человек уверенно отвечает, обосновывает;

 3. Беседа: конкретная, автобиографическая, клиническая;

 4. Анализ продуктов деятельности;

 5. Контент-анализ документов (письма, дневники, литературно-художественные произведения).

Вернуться к содержанию

 


См. также

Психология в тезисах

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru