Стадии творческого процесса по Уоллесу

В 1926 году английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре этапа (стадии) любого творческого процесса:

– подготовка,

– инкубация,

– озарение,

– проверка.

Подготовка

Человек начинает расширять свой кругозор. Здесь предмет его интересов может быть и очень широк, и довольно узок. Как правило, на этапе подготовки субъект творчества идет от более широкого предмета изучения к более узкому. Постепенно формулируется проблема. Иногда просто для корректной формулировки проблемы требуется продолжительное время, на протяжении которого предмет продолжает интенсивно исследоваться.

Так накапливаются интеллектуальные ресурсы, многие из которые лягут в основу решения. Но большинство, обычно, пропадет зря.

Для фазы подготовки важно:

– не стесняться проявлять интерес в какой бы то ни было сфере,

– осознавать свою исследовательскую деятельность, планировать ее,

– управлять своим настроением (иногда может потребоваться изучать скучнейший материал для понимания интересного),

– управлять вниманием (иногда полезна именно длительная концентрация на предмете для глубокого, полного его понимания).

Инкубация

Слово происходит от латинского incubatio – высиживание. Имеются в виду птицы, высиживающие яйца до вылупления из них птенцов.

На периоде инкубации творческая мысль производит бессознательную (в основном) переработку имеющихся данных. К этим данным относятся знания, умения, навыки человека, его разного рода идеи, образы и т.д.

На этапе инкубации человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Внешне это может напоминать что-то вроде свободного полета фантазии, смешения впечатлений, разных образов, эмоций и т.д.

Для этого периода в творческом процессе важно:

– добровольно воздерживаться от сознательных размышлений по данному предмету (можно работать над другой проблематикой или же просто отдыхать, пассивно или активно),

– иногда можно поддаваться внутреннему соблазну немного пофантазировать по данной проблематике, но ни в коему случае нельзя себя заставлять, как-то побуждать, мучиться поисками решения.

Здесь еще можно добавить, что творчество бывает разным. Бывает и такое творчество, которое внешне очень похоже на рутину. Типичный пример – работа руководителя довольно большой организации. Внешнему наблюдателю может показаться, что руководитель просто «функционирует». Но на самом деле он, возможно, постоянно находится в творческом поиске: как здесь улучшить, как тут организовать, как там предотвратить и т.д. В такого рода работе очень сложно выделить этапы творческого процесса, потому что слишком много пересекающихся линий, тут одновременно и подготовка, и инкубация и т.д. Такого рода ответственным работникам можно порекомендовать дисциплинировать себя и окружающих: выделять определенное время для анализа проблемы, для вынашивания идей, для реализации их. Где-то просто следует заставлять себя: «Об этом я пока не буду думать... Про это я подумаю послезавтра...»

Озарение

Рано или поздно возникает момент, когда (обычно) в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании. В итоге появляется на свет нечто новое, что и предоставляет человеку ключ к решению проблемы.

Здесь важно:

– не побуждать себя к озарению (считается, что важное озарение не может быть форсировано и искусственно вызвано);

– не упустить момент и «зацепиться мыслью» за возникшую идею

Проверка

Иногда наша интуиция и мышление могут нас подвести. Нам кажется, что мы чего-то добились, а на деле это оказывается совсем не тем. Часто это бывает просто потому, что нам хочется, очень хочется, чтобы озарение нас наконец посетило, и даже плохая идея нам на время может показаться гениальной.

Поэтому очень важен этап проверки. Здесь важно направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к оформлению их.

 


См. также

Творчество Техники

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru