Медитация как метод изменения сознания

   Медитация - техника вызова изменённого состояния сознания, пришедшая с Востока, с самых древних времён. Существует практические бесконечное множество конкретных техник медитации. В одних из них, например, делается упор на сосредоточении внимания на отдельном объекте. В других упор делается - наоборот - на рассредоточении внимания. Общим для всех техник является погружение человека в интроспективное изменённое сознание, когда основную информацию он получает не извне, а из себя, из своей психики (из своей памяти, фантазии).

В отличие от западных религий восточные в большей степени обращали внимание на внутреннюю жизнь человека. Предпринимались попытки составления “карты внутреннего пространства”. Разрабатывались способы наведения некоторых состояний сознания, отличающихся от обыденного сознания.

Д. Голмен (1977) в ходе исследования выяснил, что под такими словами как “дхиана”, “самадхи”, “фана”, “даат”, “турийа” и др., взятыми из буддизма, раджа-йоги, суфизма, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние.

К. Нараньо и Р. Орнстейн (1971) показали, что многообразные методы медитации сводятся к двум или трём основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определённого состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придаётся огромная ценность, их связывают с такими идеями как “спасение”, “избавление от страданий”, “просветление”, “истинное видение”.

Абаев (1986), исследуя буддизм, описал изложенную в шастре концепцию сознания. Под сознанием (синь) в буддийской литературе подразумевается “источник высшей психической деятельности”, “условие объединения всех психических функций”, включающее как сознательное, так и подсознательное в психике, объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы. Сознание “обычного” человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1. ”чистое сознание” — фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2. ”загрязнённое”, “омрачённое” сознание — преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путём психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. “Сознание-хранилище” рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны. Это представление о природе сознания вполне пересекается с современными теориями сознания.

Медитация, согласно шастре, состоит в достижении “просветлённого” состояния через освобождение от ложного мышления, “омрачающего” изначально чистое по своей природе сознание. Для этого необходимо непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. К. Нараньо и Р. Орнстейн в этой связи отмечают, что для состояния медитации характерны “опустошённость”, “бессодержательность” и “беспредметность”.

В шастре две основные медитативные техники:

- “шаматха” (“самадхи”),

- “випашьяна” (“випассана”).

Самадхи

   Самадхи - особенно в контексте буддийской психологии - означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и “омрачающих” факторов. Сущность самадхи — концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз — асан и дыхательных техник — пранаямы. Постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту.

В. Н. Пушкин (1990) предположил, что подобные результаты достигаются вследствие усиленного питания кровью клеток коры, управляющих произвольными движениями глаз. Поначалу эти клетки обладают сравнительно небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Постоянная статическая работа клеток, связанная с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием: “дхиана” (полное поглощение, растворение). Ум внезапно как бы погружается в объект и остаётся в нем неподвижно, мешающие мысли полностью исчезают.

Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность.

В качестве объектов концентрации могут использоваться особые рисунки — мандалы, монотонно повторяющиеся слоги — мантры. Во многих религиях объектом концентрации служит “личность Бога”, главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экстаз, получаемый в результате считается наиболее ценным состоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к начальным уровням дхианы.

Випассана

   Второй, не менее распостраненный вид медитации —випассана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства,

 


Медитация
Род методов психологической коррекции, основанный на концентрации внимания.

См. также

Состояния сознания

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru