Социально-психологические феномены

   В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии. Как правило, к разряду социально-психологических феноменов относят лишь многократно проверенные экспериментально закономерности, а не просто наблюдения и догадки. Социально-психологический феномен должен обладать некоторой устойчивостью: он характерен для людей разного возраста, социального статуса, разных социальных, в том числе этнических, групп.

Принято считать, что социально-психологические феномены стали изучаться после того, как в начале двадцатого века психолог Норманн Триплет, прогуливаясь в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди (это объясняется тем, что велосипедисты были озабочены мнением окружающих о своих физических кондициях). Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии наблюдателей. Так родился вывод о том, что с механической, физически тяжелой работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

На сегодняшний день выявлено огромное количество социально-психологических феноменов (разной степени полезности). Примеры:

– конформность,

– социальная фасилитация,

– социальная ингибиция,

– социальное давление,

– диффузия ответственности,

– групповая поляризация,

– эмоциональное заражение,

– социальная леность,

– ослабленное самосознание.

 


Аутгрупповой фаворитизм
Стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать чужой группе (аутгруппе) в ущерб собственной (ингруппе). Противоположен ингрупповому фаворитизму.
Власть
Одно из ключевых понятий политической психологии, отражает ресурс влияния одних людей над другими. Имеется большое количество определений власти. Самое общее, данное Б. Расселом, гласит: "Власть - достижение намеченного эффекта".
Групповая идентификация
Отождествление себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.
Групповое мышление
Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений.
Деиндивидуализация
Социально-психологический феномен – утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.
Ингрупповой фаворитизм
Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Коллективное мышление
Социально-психологический феномен: должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.
Культурный шок
Состояние социальной изоляции, тревоги и депрессии, развивающееся при внезапном изменении среды обитания (попадание в условия чуждой культуры или возвращение к своей после длительного перерыва) или вынужденной необходимости приспосабливаться к различным традициям и устоям общества. Состояние часто встречается среди иммигрантов, но может развиваться и при радикальных изменениях общества.
Сдвиг риска
Понятие социальной психологии, обозначающее более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями отдельных ее членов, выступающих автономно.
Социальная ингибиция
Социально-психологический феномен, заключающийся в снижении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей.
Социальная фасилитация
Социально-психологический феномен, заключающийся в повышении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.
Социальное доказательство
Признание истинности или ложности того или иного суждения без опоры на собственный аппарат критического мышления, но с учетом общественного мнения.
Теорема Томаса
Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям.
Физиогномическая редукция
Феномен социального восприятия, основанный на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности.
Хоторнский эксперимент
Феномен социальной психологии. Проведенный специалистами Гарвардского университета (Э. Мэйо и др.) эксперимент на предприятии Вестерн электрик в Хоторне показал, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками.
Эффект Рингельмана
Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается.
Эффект наглядности
Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности.

См. также

Социальная психология

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru