Социальный аспект организаций

   Существуют три важнейших элемента организационного окружения:

- структурные характеристики,

- характеристики целеполагания,

- социальный аспект.

Работа в любой организации = работа с людьми. Люди, с которыми мы работаем, могут значительно воздействовать на наше поведение.

Хауторнские (Hawthorne) исследования

   Целью этих исследований, проводившихся Майо (Mayo), Ротлисбергером (Roethlisberger) и Диксоном (Dickson), было изучить эффект освещения, периодов отдыха, методов оплаты и других факторов на продуктивность фабричных рабочих. Результатом этих исследований стало открытие так называемого "хауторнского эффекта". Обследованные работники выделили шесть основных факторов, влиявших на их отдачу (в порядке важности):

1. Маленькая величина группы.

2. Тип руководства (супервизии - supervision).

3. Заработок.

4. Новизна ситуации.

5. Заинтересованность в результатах эксперимента.

6. Внимание к находящимся в тестовой комнате.

Последние три фактора и составляют хауторнский эффект, то есть искажение результатов эксперимента под влиянием самого факта проведения эксперимента.

Еще одним результатом исследований было выявление зависимости производительности от идеологии, которой придерживалась группа наблюдаемых работников. В этой группе устанавливались собственные нормы производительности, и каждый ее участник придерживался их, а не официально принятых на фабрике. При этом неофициальные нормы могли быть как выше, так и ниже официальных.

В результате этих экспериментов были сделаны следующие выводы:

1. Организация - это нечто большее, чем просто собрание индивидуумов. Это социальная система, где люди имеют друзей и врагов, равно как свои надежды, страхи и стремления.

2. Уровень производительности зависит не только от управленческих стандартов, но и от общественных норм, установленных в каждой группе.

3. Неэкономические поощрения часто являются не менее важными, чем экономические. Друзья и межличностные отношения - это важная часть работы индивидуума.

4. Работники не всегда реагируют как индивидуумы, действующие в одиночку. Группы часто принимают решения, даже если они не являются признанными частями формальной организации.

Под влиянием этих и подобных исследований возникло движение человеческих отношений (human relations movement). Оно занимается изучением неформальной общественной структуры внутри организаций.

 


См. также

Управление персоналом

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru