Память

Память - Способность психики сохранять во времени и воспроизводить те или иные образы.

 


Тренинги

Тренинги (Память)

Мнемоническое упражнение "Вокруг меня покой и тишина"
Упражнение поможет развить внимание, память.
Мнемоническое упражнение "Забывчивый коллега"
Упражнение позволит вам исследовать особенности работы чужой памяти, а значит и своей.
Мнемоническое упражнение "Имидж идеальной памяти"
Упражнение направлено на развитие памяти.
Мнемоническое упражнение "Индекс"
Упражнение направлено на развитие памяти.
Мнемоническое упражнение "Листы википедии"
Упражнение предназначено для исследования особенностей работы собственной памяти.
Мнемоническое упражнение "Управление ассоциациями"
Упражнение предназначено для улучшения работы долговременной памяти, повышения качества припоминания.
Упражнение "Внимательный читатель"
Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта.


Актуализация
Действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
Амнезия детства
Подавляющее большинство людей не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни.
Ассоциации как способ запоминания
Чем теснее запоминаемая информация связана с прошлым опытом, тем выше будет качество запоминания.
Вербальная память
Память на словесную информацию.
Виды памяти
Структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала.
Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Влияние впечатлений и эмоций на память
Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу, прочно и надолго.
Воспроизведение
Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.
Вспышки памяти
Феномен памяти, открытый У. Пенфилдом: внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга.
Долговременная память
Блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.
Забывание
Процесс потери доступа сознания к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергаются как неактуальные сведения, так и некоторые сверхактуальные (психологическая защита).
Запоминание
Совокупность интеллектуальных действий, направленных на закрепление в памяти изучаемого материала.
Запоминание и понимание
Направленность на запоминание может оказывать разное воздействие на понимание того, что мы запоминаем. В одних случаях она может мешать пониманию, заслонять собой необходимость понять то, что заучивается, вести к механическому запоминанию. В других случаях направленность на запоминание, в особенности сознательно поставленная задача запомнить, оказывает на понимание положительное действие, выступает как стимул к более полному, глубокому и точному пониманию. Запоминание, основанное на понимании, во всех случаях безусловно продуктивнее, чем запоминание, не опирающееся на понимание.
Зрительная память
Способность человека и других животных воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании.
Иконическая память
Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.). Имеет большую емкость; угасает примерно за четверть секунды; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Информация передается в кратковременную память.
Индивидуальные различия памяти у людей
Количественные и качественные различия памяти.
Качество запоминания
Характеристика памяти, отражающая долю материала, прошедшего восприятие, обработанного сознанием и осевшего в долговременной памяти.
Классификации памяти Тульвинга
Схема долговременной памяти, включающая три вида: 1. Процедурная память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2. Семантическая, хранящая систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, взаимоотношениях между ними, правилах манипулирования этими символами; 3. Эпизодическая, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих автобиографический характер, связях между ними.
Классификация памяти Блонского
Деление памяти по типам запоминаемого материала: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная.
Когнитивная карта
Образ знакомого пространственного окружения. К.к. создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К.к. различной степени общности, "масштаба" и организации (например,карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета).
Контаминация
Ложное воспроизведение информации, характеризующееся объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным предметам.
Концептуально-пропозициональная гипотеза
Предположение о том, что в долговременной памяти хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, а некие интерпретации событий, существующие в виде концептов и высказываний, или пропозиций.
Коротко о памяти
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Кратковременная память
Вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (несколько десятков секунд), которая вытесняется потоком новой информации.
Методика Петерсонов
Процедура выявления связи между временем хранения информации и продолжительностью и качеством запоминания при отсутствии возможности повторения. После предъявления испытуемому материала, который необходимо запомнить, ему предлагается в течение некоторого времени решать какую-либо задачу, которая препятствует повторению запомненного материала.
Нарушение памяти
Амнезия, парамнезия, гипермнезия, эйдетические образы.
Некоторые эффекты и законы памяти
Эффекты Зейгарник, Смирнова и другие.
Непроизвольная и произвольная память
Процесс запоминания сильно зависит от особенностей деятельности, в частности от целей деятельности; в зависимости от наличия целей запомнить или отсутствия таковых память подразделяется на произвольную или непроизвольную.
Непроизвольное запоминание
Запоминание, происходящее без использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти.
Образная память
Способность к качественному и эффективному восприятию зрительного образа, удержанию в памяти и последующему воспроизведению.
Общее представление о памяти человека
В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
Оперативная память
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, используемой для достижения частных целей деятельности.
Определение памяти
Определение, сущность, классификация.
Осмысленное восприятие
Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.
Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
Важно понимать, что кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система.
Память и ее развитие
Особенности развития памяти.
Память как высшая психическая функция
Предназначение памяти - задержать любое более-менее важное впечатление об окружающей среде.
Память на алгоритмы
Способность воспринимать, удерживать в памяти и воспроизводить в сознании алгоритмы действий.
Память на запахи
Способность качественно и эффективно воспринимать, удерживать в памяти и припоминать образы запахов.
Первичные образы памяти
Образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются весьма небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.
Персеверирующие образы
Непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных предметов или явлений после такого восприятия объекта, которое оказало некоторое эмоциональное воздействие.
Повторение
Один из главных дидактических принципов. Вместе с тем повторение отнюдь не необходимое условие, а тем более не причина усвоения.и сохранения знаний.
Представления памяти
Воспроизведенные образы воспринятых ранее предметов и явлений.
Припоминание
Процесс актуализации когда-то запомненной информации.
Произвольное запоминание
Запоминание, при котором происходит активное, намеренное использование специальных приемов для лучшего сохранения материала в памяти.
Проспективная память
Память на намерения. Противопоставляется ретроспективной памяти, основанной на прошлом опыте (память на содержание).
Псевдопамять
Неверное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого.
Развитие памяти
Основные мишени в развитии памяти, мнемотехнические приемы.
Расстройства памяти
Ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Распространены: амнезия, гипомнезия.
Ретроактивное торможение
Тормозящее влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации.
Сенсорная память
Память с весьма коротким временем хранения (не более 2 секунд) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модально-специфический характер, отображающая физические характеристики стимулов.
Слуховая память
Способность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить по памяти.
Структурирование
Стратегия организации разрозненной информации в процессе ее запоминания, в результате которой элементы запоминаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Условия успешного структурирования: близкое по времени (в идеале одновременное) поступление запоминаемых элементов в кратковременную память; внутреннее сходство элементов, облегчающее выделение в них общего объединяющего признака.
Субъективная репрезентация
Воспроизведение человеком виденного, слышанного, прочувствованного с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов.
Узнавание
Психический процесс, находящийся на стыке памяти, мышления и восприятия, заключающийся в способности восприятия довольно оперативно интерпретировать образы как уже знакомые, имеющие определенные связи в памяти.

См. также

Психические процессы Психические свойства Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru