Смысл

Смысл -

Отношение какого-либо предмета или явления к замыслам человека (социальной группы) или иным аспектам его душевной жизни.

Обычно человек задумывается о смыслах, когда ему в полной мере не ясно поведение других людей. Представим такой диалог:
Смысл волейбола

Как мы видим, один человек уловил явное противоречие в поведении другого человека, и это его сильно удивляет, ему хочется понять поведение своего знакомого. Их общий знакомый ему в этом помогает, и объясняет смысл поведения, то есть устанавливает отношение между явлением (занимается в секции) и замыслом (поближе познакомиться с девушкой).

Представим другой диалог:
Смысл поездок на море

Здесь похожая ситуация, но вместо явного противоречия просто имеется сомнение и подозрение, что истинный смысл поступков другого человека сокрыт. Из банального любопытства этот смысл хочется выяснить, в чем помогает другое лицо (более осведомленное).

Также, конечно, человек часто задумывается о собственных смыслах. Поведение любого человека – сложная иерархия целей, задач, задумок, привычек, отдельных поступков. Например, какой-нибудь человек мечтает о том, чтобы переехать за границу, там найти работу, жилье, обзавестись семьей. Для этого надо на родине стать хорошим специалистом, чтобы быть востребованным и в других странах. Надо выучить язык (допустим, английский). Чтобы выучить язык, надо в том числе записаться на курсы и регулярно туда ходить, надо читать книги на английском, смотреть фильмы без перевода и т. д.

Одним, как говорится, прекрасным утром человек может задуматься: а есть ли смысл сегодня вечером идти на курсы? Ведь там будут проходить тему, которую он сам давно и отлично изучил. То есть потеряна связь между отдельным действием и вышестоящей целью (и потеряна не без объективных причин).

Потом может оказаться и так, что человеку расхотелось переехать в другую страну. Например, потому, что он разочаровался в заграничной жизни, сам побывав там, где раньше хотел жить. Смысл (в данном случае отношение разноуровневых задач) опять был утерян. На этот раз потому, что пропала вышестоящая задача. Человек пробует найти новый смысл (например, что английский ему нужен для того, чтобы получить повышение на работе), и если он его не найдет, то перестанет изучать английский язык.

Смысл той или иной деятельности не обязательно связан с разумными целями и задачами. Часто люди занимаются чем-либо просто потому, что это приносит сильное удовольствие. Например, человек может заниматься шахматами просто потому, что игра в шахматы приносит радость. Но иногда случается так, что источник удовольствия иссякает, и человек теряет смысл в этой деятельности (например, игре в шахматы). Опять-таки, если человек не найдет нового смысла, то он перестанет этим заниматься.

Смысл часто олицетворяет собой главную идею какого-либо предмета или явления. Уже давно нет в живых тех людей, которые придумали колесо или улицы городов, но тем не менее мы можем постичь смысл колеса или улицы. В первом случае это – облегчение перевозки тяжестей, во втором – облегчение передвижения по городу, в том числе за счет более понятной структуры города.

Как мы видим по последнему примеру, даже у таких внешне и функционально разных предметов, как колесо и улица, может быть похожий, общий смысл (облегчение перемещения).

Часто для того, чтобы понять смысл предметов или явлений, необходимо представить возможные последствия того, что предметы или явления исчезнут, станут недоступными. Например, чтобы понять смысл колеса, достаточно представить, что колес вообще не будет. Тогда придется чаще ходить, переносить тяжести на руках, тащить волоком и т. д. Чтобы понять смысл улиц, достаточно представить, что их нет. И тогда сразу станет очень тяжело перемещаться по городу, двигаясь по газонам, огибая разные препятствия, постоянно теряя ориентацию в пространстве.

Человеку, как известно, свойственно ошибаться, и поэтому некоторые смыслы являются мнимыми, потому что отсутствует объективная связь между двумя предметами (явлениями). Например, человек видит смысл в том, чтобы по четным дням за завтраком съедать чайную ложку йогурта, а по нечетным – варенья. Когда-то он вычитал в «желтой прессе» такой совет и теперь неукоснительно его придерживается. Ему кажется, что это полезно для здоровья. Этот смысл – мнимый, потому что связь есть, но она лишь в воображении этого человека.

Помимо мнимого смысла отдельно можно выделить еще ложный смысл – для тех ситуаций, когда связь мнится как положительная, хотя на самом деле она отрицательная. Например, человеку кажется, что для здоровья ему необходимы занятия бегом, хотя в его конкретном случае бег вреден. Другой пример – молодому человеку кажется, что активное ухаживание за девушкой в конце концов растопит ее сердце, хотя в данном конкретном случае это лишь оттолкнет ее.

Часто говорят о бессмысленности тех или иных действий. На самом деле, это почти невозможно – совершить полностью бессмысленный поступок, даже если захотеть этого. Какой бы поступок ни был странным и непредсказуемым, всегда найдется какая-нибудь внутренняя детерминанта его, пусть даже очень слабая.

Личность человека насквозь пронизана огромным количеством разных смыслов. При этом потеря того или иного смысла обычно сопровождается негативными эмоциями. Поэтому любой человек, к сожалению, является обладателем мнимых и ложных смыслов. Вместо анализа и пересмотра смыслов он просто верит в них. Иногда человеку просто стыдно пересматривать свои смыслы, потому что с некоторыми мнимыми или ложными смыслами он прожил не один десяток лет. Вроде бы к старости людям положено обрести некоторую жизненную мудрость, но вместо этого, как известно, многие пожилые люди полны предрассудков.

Конечно, у одного предмета или явления может быть несколько смыслов, причем для одного человека (социальной группы). Например, проведение чемпионата мира по футболу в какой-нибудь стране может преследовать правительством этой страны несколько смыслов: спортивный (чтобы люди больше спортом занимались), экономический (заработать на этом) и политический (отвлечь внимание от других проблем).

Смыслы являются ключом к пониманию поведения любого человека. Смыслы же являются и ключом к изменению этого поведения. Большое значение имеет формирование смысловой сферы у подрастающего поколения. Как минимум смысловая сфера должна быть достаточно сложной, без упрощений. В школе на уроках литературы дети учатся на примере анализа поведения персонажей понимать окружающие их смыслы и формировать собственные. Однако не вся литература одинаково полезна. Часто авторы упрощают смыслы и побуждают читателя к выстраиванию упрощенных смыслов (например, что главное верить в себя – и тогда у тебя все получится).

 


См. также

Личность Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru