Психобиография

Психобиография -

Один из методов исследования в психологии, заключающийся в психологическом анализе биографии и личности конкретных лиц (часто исторических) и соответствующем ему жанре жизнеописания, уделяющем особое внимание психическим факторам жизни и творчества людей.

Как научный метод психобиография сложилась в конце девятнадцатого — начале двадцатого века. В значительной части своей развивается и реализуется в форме патографий. Особую роль в становлении психобиографии сыграли так называемые патографические исследования психобиографий Мёбиуса (опубликовавшего работы о жизнедеятельности И. Гете, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, Р. Шумана и др.) и З. Фрейда (осуществившего изучение жизни и деятельности Леонардо да Винчи, В. Вильсона, Ф. Достоевского и др.)

В двадцатом веке психобиография в основном эволюционирует за счет психоаналитических идей. Во многом этот, психоаналитически ориентированный, вид психобиографии восходят к творчеству Э. Эриксона, который уделил свое внимание жизни и личности Франциска Ассизского, М. Ганди, М. Горького, М. Лютера и др.

В некоторой степени психобиографию можно отнести к лонгитюдным (распределенным во времени) методам исследования. По крайней мере, по отношению к объекту это именно так. Этим и объясняется основное преимущество психобиографии для сбора научных данных: с ее помощью можно найти причинно-следственные связи, не видимые при обычных исследованиях. Другое достоинство – весьма глубокий анализ конкретной личности, дающий целостную картину.

Имеется и множество недостатков, которые сводят на нет достоинства. В первую очередь, это невозможность подойти со статистическими критериями к подтверждению или опровержению тех или иных гипотез. Анализируется лишь один человек, и поэтому анализ здесь может быть только качественный, а не количественный.

Второй недостаток во многом вытекает из первого. В психобиографии слишком много субъективного. Психологический анализ будет почти целиком зависеть от личности исследователя. Предположим, у нас имеется один объект для исследования – Сократ, и, скажем, десять ученых из разных школ. Предположим, это: Мёбиус, Фрейд, Юнг, Торндайк, Левин, Бехтерев, Павлов, Выготский, Ананьев и Зейгарник (большинство из этих ученых не занимались психобиографией, но не в этом суть). Будут ли эти исследования тождественными? Думается, что нет. В работах некоторых ученых, возможно, сам Сократ себя бы не узнал.

Третий недостаток, тоже принципиальный, связан с тем, что сбор жизненных данных по объекту сильно затруднен из-за временной дистанции. Как правило, исследователи опираются на воспоминания современников или биографии деятелей, то есть узнают сведения из вторых, третьих, четвертых рук. Иногда, разумеется, в руки исследователей попадают мемуары и самого объекта, они многое объясняют. Но, опять-таки, не всему же нужно верить.

Не следует путать биографический метод и психобиографический. Биографический метод является общим для гуманитарных дисциплин (психологии, социологии и др.). В нем учитывается ряд факторов (в том числе социальные, экономические). В психологии принято подкреплять биографические данные другими, более объективными. Для психобиографии же типична ситуация так называемого психологизаторства – когда исследователи всю жизнь человека объясняют душевными процессами его. Из-за этого психобиографию часто упрекают в ненаучности.

В психобиографии часто применяются методы экспертного опроса. Если исследуемая личность достаточно известная, составляется опросник, с помощью которого задаются вопросы экспертам. Так можно частично преодолеть субъективность одного исследователя.

Предмет исследований в психобиографии сильно отличается, как мы уже отмечали, от исследователя к исследователю. В качестве основного предмета могут выступать внутриличностные конфликты. Здесь исследователи обращают внимание в первую очередь на такие ситуации, в которых объект испытывает растерянность, неопределенность, как бы борется сам с собой. По тем или иным признакам определяется характер этого внутриличностного конфликта.

Другие исследователи больше внимания уделяют анализу эмоциональной сферы объекта. Здесь пристальное внимание уделяется тем ситуациям, про которые доподлинно известно, что человек испытывал в них сильное эмоциональное возбуждение: счастье, горе и т.д.

Также в качестве основного предмета исследования может выступать когнитивная сфера: как человек познает, как мыслит, какие личностные особенности вытекают из способа его познания, какие когнитивные стили.

Для формализации данных используют, например каузограммы – графики событий в жизни объекта и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли (стартовой или финишной) в жизни объекта.

 


См. также

Методы психологии Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru