Модель мусорного ящика

   Модель мусорного ящика была разработана с целью объяснить схему принятия управленческих решений в организациях, чья деятельность является в высшей степени неопределенной, где царит так называемая "организованная анархия", где через менеджеров решаются далеко не все организационные вопросы. Авторы модели: Майкл Коэн (Michael Gohen), Джеймс Марч (James March) и Джон Олсен (Johan Olsen).

Модель мусорного ящика опирается на четыре понятия, которые являются своеобразными "атомами" процесса.

1. Проблемы. Проблемы — это моменты неудовлетворенности текущей деятельностью и выполнением работы. Они представляют собой разрыв между желательном характером выполнения работы и текущей деятельностью. Проблемы воспринимаются и требуют внимания. Тем не менее они отделены от решений и альтернатив. Проблема может привести к принятию решения, а может и не привести. Может быть и так, что проблема может быть решенной, но решение не находится.

2. Предлагаемые решения. Решение — чья-либо идея, предложение. Такие идеи составляют составляют своеобразные поток альтернативных решений, текущий через организацию. Участники процесса могут просто увлечься определенными идеями и проталкивать их в качестве логических решений повсюду, независимо от существующих проблем, исходя из своих - зачастую очень далеких от потребностей организации - мотивов. Привязанность к идее может послужить причиной того, что служащий начнет отыскивать проблему, к которой можно применить эту идею и, таким образом, ее подтвердить. Основной момент, который следует принять здесь во внимание — это то, что решения существуют независимо от проблем.

3. Участники принятия решения. Участники принятия решения — это работники организации. Люди нанимаются на работу, меняют должности и увольняются, составляя тоже своего рода поток. Участники значительно расходятся в своих идеях, восприятии проблему опыте, оценках и образовании. Проблемы и решения, осознаваемые одним менеджером, будут отличаться от проблем и решений, осознаваемых другим.

4. Выбранные решения. Они появляются тогда, когда подписываются контракты, увольняются люди или дается санкция на выпуск новой продукции. Кроме того, они возникают, когда наблюдается “нужный набор” участников, решений и проблем. Так, менеджер, которого вдруг посетила хорошая идея, может внезапно распознать проблему, к которой ее можно применить, и, таким образом, может предоставить организации благоприятную возможность для осуществления выбора. Когда проблемы и предложенные решения совпадают, это зачастую приводит к урегулированию проблемы.

Движение этих атомов - проблем, предлагаемых решений, участников, выбранных решений - является движением четырех потоков или же всеобщим "броуновским движением" (напомним, что это касается только случаев "организованной анархии"). В определенном смысле, организация является большой корзиной для мусора (откуда и пошло название модели), в которой все эти потоки смешиваются, где из "атомов" случайным образом формируются "молекулы". Если проблема, решение и участник случайно соединяются в одной точке, то проблема может быть урегулирована. Однако решение может не подходить данной проблеме, и она тогда останется нерешенной. В "организованной анархии" существуют проблемы, которые не решаются, и есть решения, которые не срабатывают. Решения не поддаются упорядочиванию и не являются результатом пошаговой логической последовательности. Ситуация может быть настолько сложной, что решения, проблемы и результаты совершенно независимы друг от друга. Когда они сталкиваются, то какие-то проблемы решаются, но большинство так и остаются нерешенными.

Однако подобные организации часто могут обладать изрядным креативным потенциалом. Иногда могут возникать сложные и оригинальные "молекулы" из нескольких проблем, нескольких решений, многих участников. Решения могут быть предложены даже тогда, когда проблемы не существует. Один из работников организации может попытаться продать свою идею остальным служащим организации. Выбор может быть сделан без решения проблем.

 


См. также

Принятие управленческих решений

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru