Классификации стилей управления

Демократический стиль

   Подчинённые участвуют в управлении, им делегируется много полномочий. Обилие горизонтальных связей (связей между одноранговыми работниками между собой. Дистанция между руководителем и подчинёнными небольшая.

Авторитарный стиль

   Управление идёт строго "сверху вниз". Отсутствие горизонтальных связей. Большая дистанция между руководителем и подчинёнными. Различия авторитарного и демократического стиля наглядно изображены на следующем рисунке. Сравнение демократического и авторитарного стиля.

Стрелки на рисунке обозначают инициативу, которая исходит от человека. Как мы видим, основная проблема авторитарного стиля - минимум инициативы, исходящей от подчинённых. Непосредственные исполнители обычно находятся ближе к делу, чем руководители, многие вещи им понятнее, поэтому необходимо поддерживать инициативу. При авторитарном стиле инициатива тоже может поддерживаться, но по разнарядке, в определённых рамках, не нарушающих авторитет руководителя.

Слабое звено демократического стиля - обилие горизонтальных связей. "Спевшись", подчинённые могут прикрывать друг друга, организовывать, например, "дедовщину" или какие-то преступные схемы, могут хотя бы просто - своей болтовнёй - мешать друг другу работать.

Совместное творчество

   Основывается на деятельно-диалоговой схеме общения, руководитель характеризуются высоким профессионализмом. Часто это действительно является плодотворным общением между руководителем и подчинёнными, т.к. они совместными усилиями достигают общих целей.

Дружеское расположение

   Открытое и уважительное отношение между руководителем и подчинёнными. В этом общении чувствуется искренний интерес к личности партнёра.

Заигрывание

   Является крайней формой предыдущего. Таким поведением руководитель завоёвывает себе лишь дешёвый авторитет, но не более.

Устрашение

   Этот стиль может выбрать неуверенный в себе человек. Он ставит между собой и подчинёнными барьер и ограждает своё общение с ними формально-официальными рамками.

Дистанция

   Руководитель подчёркивает различия между собой и подчинёнными, постоянно подчёркивает различия.

Менторский

   Руководитель берет на себя роль наставника, бывалого человека, и тон у него назидательно-покровительственный.

 


См. также

Психология управления

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru