Цифровое слабоумие

Понятие, которым исследователи стали называть ряд негативных когнитивных изменений, связываемых с широким распространением цифровых технологий среди людей (особенно среди молодежи).

Широкое распространение персональных компьютеров (начиная с 1990-х годов), интернета и мобильной телефонной связи (2000-е годы и далее), универсальных мобильных гаджетов (2010-е годы) привело к тому, что цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Благодаря им стало возможным:
Польза цифровых технологий

Поиск и обмен информацией стал требовать не только меньше времени, но и денег. Многое можно делать бесплатно.

Легкий доступ к информации привел к тому, что у человека пропал мотив запоминать информацию. Зачем, например, запоминать столицы государств или свойства химических соединений, если в любое время быстро можно найти нужные сведения в интернете? Поэтому снизилось количество мыслительных операций, направленных на запоминание.

На этом фоне вырастает значение непроизвольного запоминания – люди больше запоминают не полезную, важную информацию, а яркие, эмоциональные впечатления. Интернет полон всякой самой разной информацией, поэтому вырастает роль случайных знаний. Эти случайные знания занимают внимание человека, он совершает много ненужных мыслительных операций для «переваривания» совершенно ненужной информации. В результате у него остается меньше времени и сил для понимания действительно важной информации.

В доцифровую эпоху большое значение для личностного и интеллектуального роста имели книги (учебная и художественная литература, публицистика, научно-популярные и научные издания), периодика (газеты, журналы). Авторами текстов были в основном люди достаточно заслуженные, являющиеся специалистами в своей области. Часть авторов были, конечно, настоящими гениями, и читатель перенимал не только сведения из предметной области, но и образ мыслей этих гениев. Печатные издания тщательно готовятся, из них вычищаются ошибки (фактические, грамматические). В интернете же очень много статей, написанных непрофессионалами, причем написанных быстро. Некоторые авторы даже не перечитывают то, что сами написали, тут же публикуют, потому что для них важно не качество написанного, а его количество. В результате получается, что, хотя информация стала легкодоступной, но ее среднее качество резко упало.

Также в интернете имеется большое количество откровенно лживых материалов. Это связано с разными причинами. Кто-то рекламирует всеми доступными средствами свой товар, наделяя его фантастическими свойствами (и если ты этого не сделаешь, то вместо тебя это сделает конкурент). Кто-то занимается пропагандой, кто-то хочет прославиться, кто-то просто психически нездоров.

Большинство современных людей, особенно молодежь, не представляют себе жизни без социальных сетей – довольно специфического места для обмена информацией. Здесь легко можно разместить сообщения, фотографии или видеоматериалы, предназначенные или для узкого, или для широкого круга лиц. Немного утрируя, можно сказать, что если раньше на одного писателя приходилось тысяча читателей, то сейчас все писатели и все читатели. Мало того, что соцсети снабжают пользователя потоком малокачественной информации, они еще и заставляют его генерировать подобную же информацию, потому что нужно быть модным – «в тренде».

Человек купается в море информации, и со временем ему начинает казаться, что всё – это всего лишь информация. Если тебе что-то не нравится, то очень легко решить эту проблему – надо лишь оградить себя от этой информации или же сгенерировать какую-то свою информацию. Возникает своего рода «цифровое магическое мышление», человек отрывается от реального мира и реальных проблем, в каком-то смысле теряет способность серьезно относиться к жизни.

Несерьезность проявляется и в том, что общение в цифровой среде побуждает человека иметь не твердые знания, а удачные мнения, которые делают его популярным в сети, хотя и способствуют развитию цифрового слабоумия.

Цифровые технологии имеют много возможностей увлечь молодого человека. Если в доцифровую эпоху мальчики и девочки развлекали себя (в том числе) сложной интеллектуальной деятельностью, то в цифровую эпоху они свое свободное время тратят на общение в социальных сетях, компьютерные игры, просмотр развлекательного контента. Конечно, остались еще дети, которых очень увлекает математика, физика, шахматы, техническое творчество, но их становится все меньше. Просто те будущие гении, которые могли стать известными учеными или конструкторами, вместо решения задач по физике или работы с паяльником часами напролет играют в компьютерные игры.

Все эти факторы способствуют распространению явления, получившего название «цифровое слабоумие».

 


См. также

Слабоумие

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru