Картина мира

   Совокупность предметного содержания, которым может обладать сознание конкретного человека в данный момент времени, пользуясь лишь ресурсами собственной памяти. Другими словами, картина мира это совокупность всех знаний человека об окружающей действительности, обладающих хотя бы незначительной пользой, причем эта польза непосредственно связана с объектом познания.

Здесь, очевидно, требуется некоторое пояснение. Знание о том, что Зевс заключил Тантала в подземное царство, не является элементом картины мира. Почему? Потому что нет в реальном мире таких объектов, как Зевс, Тантал и подземное царство. Соответственно нельзя получить пользу, связанную с этими объектами. Однако эти объекты являются частью мифа, и сам этот миф является частью мира, реальным объектом, и знания, связанные с этим объектом, могут принести ту или иную пользу. Например, этот миф можно поведать ученикам на уроке истории.

Другой пример. Предположим, имеется два ученика. Оба они выучили, что Нью-Дели это столица Индии. Первый ученик это выучил исключительно из сиюминутного интереса – чтобы потом ответить на вопрос учительницы, а впоследствии забыть насовсем это знание (которое можно было бы написать в кавычках). Второй ученик выучил этот факт не только из сиюминутного прагматического интереса, но и для того, чтобы лучше ориентироваться в стране, куда – если повезет – он попадет с туристическими целями. Очевидно, что в первом случае знание нельзя рассматривать как элемент картины мира в силу двух обстоятельств: оно сиюминутно, оно никак не связано с другими элементами картины мира.

В психологии под картиной мира понимают обычно единичные, частные случаи – у каждого человека своя картина мира, во многом субъективная, во многом ошибочная (и эти ошибки носят индивидуальный характер). Однако в философии выделяют картину мира по уровням:

– всеобщая картина мира (принадлежащая всему человечеству в определенный период истории),

– частная научная картина мира (по какой-то отдельной отрасли знания – физическая картина мира, биологическая, химическая и т.д.),

– единичная.

Основная полезная функция картины мира – моделирование поведения объектов в этом мире. Поскольку мир один, постольку и картина мира у него одна. У разных людей встречаются разные картины мира, многие такие картины грешат значительными противоречиями, они даже могут казаться раздробленными, будто у человека не одна, а несколько картин мира (некоторые люди, например, сочетают научную и религиозную картину мира). Тем не менее у любого здорового человека картина мира одна, в этом ее суть.

При всей внешней эффективности картина мира у людей внутренне устроена очень «коряво» (если не сказать «уродливо»), с множеством костылей. Это запутанное устройство картины мира объясняется значительными физическими ограничениями нашего мозга. Мы не запоминаем информацию таким образом:

Государства - БД

Это было бы весьма удобно – хранить в голове базу данных, подобную компьютерной. Но, во-первых, такие знания требуют много времени для освоения, во-вторых, возможности нашего мозга на это не рассчитаны, в-третьих, реальная польза от большинства таких знаний ничтожна. Вместо этого мы храним наши знания примерно так:

Государства в картине мира

Разумеется, некоторые эти знания ассоциированы с теми или иными зрительными образами. Например, слово «Австрия» может вызвать характерный образ этого государства на карте.

Наша память и – соответственно – картина мира устроены так, что мы с легкостью можем узнать знакомые образы: например, образ дома, в котором живём или вид Кремля, но сколько окон в доме или – хотя бы – сколько башен Кремля выходит на Красную площадь – на этот вопрос могут ответить далеко не все люди. Это связано с тем, что информация хранится в нашей памяти в нестрогой форме и схематично.

 


Личностный конструкт
(от лат. constructio - построение) - создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. По своему структурному содержанию личностный конструкт отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других.
Мировоззрение
Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Образ будущего
Достаточно целостное представление о своем будущем – или со стороны отдельной личности, или со стороны социальной группы.
Образ мира
Целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, в большей или меньшей мере осознанная система представлений человека о самом себе.
Ригидность
(от лат. rigidus - жесткий, твердый) - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки; недостаточная пластичность в психической деятельности и поведении, трудность переключения на что-то новое, сопротивление изменениям, своего рода непроницаемость (Н.Д. Левитов).
Фантомные знания
Знания, которые кажутся их обладателю реальными, однако они не имеют под собой сколь-нибудь значительных объективных предпосылок и не способные выдержать даже малейшую критику.

См. также

Сознание

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru