Блонский и психология развития ребенка

   П. П. Блонский рассматривал поведение с точки зрения его развития. Развитие поведения - особый исторический процесс. Он зависит у человека от социальных воздействий. Основные свои идеи по развитию поведения Блонский изложил в "Очерках научной психологии" (1921).

Блонский особое значение придавал практической направленности психологии, которая позволила бы государственным и общественным инстанциям действовать эффективно, "прицельно".

Учёный развивал сравнительно-генетический подход к психике. Он проанализировал её эволюцию, которая трактовалась как ряд периодов, имеющих отличительные особенности. Различие между периодами считалось обусловленным изменениями большого комплекса факторов, относящихся к биологии организма, его химизму, соотношению между корой и подкорковыми центрами.

Самая значительная из психологических работ Блонского - "Память и мышление" (1935). В ней он придерживается генетического подхода, выделяет различные виды памяти, сменившие друг друга в качестве доминирующих в различные возрастные периоды. В онтогенезе выделяется моторная память, которая сменяется аффективной, последняя – образной памятью, а на высшем уровне развития – логической. Новый принцип в развитие памяти вносит человеческая речь. Формируется вербальная память.

Труды Блонского повлияли на развитие отечественной системы образования, в умственном развитии школьников на передний план выдвинулось обучение.

Блонский исследовал соотнесение умственного развития ребёнка с развитием других сторон его организма и личности. Особое значение он придавал труду как фактору формирования позитивных личностных качеств.

Блонский специальное внимание уделял проблеме полового воспитания подростков.

 


См. также

История психологии

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru