Психодиагностическое заключение

   В работе практического психолога очень важно уметь грамотно, точно и содержательно составить заключение по результату психологической диагностики. Заключение - своего рода мостик между сугубо профессиональными, научными представлениями и получателем этого заключения, который, скорее всего, окажется в вопросах психодиагностики и психологии вообще значительно менее компетентным, нежели психодиагност. Заключение должно быть совершенно понятным хотя бы девяти людям из десяти, которые могут его прочитать (получив доступ). Оно должно быть честным и корректным, давать пищу для размышления, исключать двоякое толкование.

Известный специалист по профессиональной диагностике А. Анастази сформулировала ряд важных принципов по отношению к заключению.

1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому оно не имеет единой стандартной формы и правила написания. Главный "стандарт" - чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит.

Если психодиагност работает по заказу учителя, то последний, скорее всего, предпочтет заключение с конкретными рекомендациями, что делать. Психиатрам больше нравятся заключения с объяснением основных данных, с констатацией фактов, но без рекомендаций.

Если заключение рассчитано и на специалистов, и на неспециалистов, то в начале должна даваться краткая аннотация содержательного характера, а вслед за этим приводиться более подробное описание конкретных данных.

2. В заключении обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: каков дословно был запрос, требуются ли констатации, рекомендации или и то, и другое.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно того или иного вида психологического вмешательства, программ обучения, типа лечения, выбора профессии или иного рода занятий и т.п.

4. Заключение не должно быть банальным. Оно будет эффективным, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей.

Психодиагносту важно понимать, что он получает не список черт, а своего рода мозаику (или паззл) из этих черт. Заключение должно относиться исключительно к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально - экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

5. Содержание заключения состоит не из голых фактов диагностики, а из интерпретации полученных данных и выводов. Рабочие записи, баллы и т.п. можно приложить отдельно для иллюстрации или пояснения подхода. Обычно это делается, если есть возможность перепроверить заключение силами других специалистов.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими, грамотными. Здесь важно не забывать про отличия критериально-ориентированного и нормативно-ориентированного тестирования. Профессионально будет указать, с какой именно нормой сравнивается испытуемый.

Литература

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


См. также

Психодиагностика

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru