Доведение проблемы до абсурда

   Один из распространенных и при этом довольно эффективных способов воздействия на клиента - доведение проблемы до абсурда. При успешном использовании этого приема психологу удается показать проблему как нелепую, смешную.

Обычно психолог берет один из параметров ситуации и доводит до максимума (или минимума). При этом сама ситуация должна представиться клиенту в новом свете, раскрыться иначе. И при этом его шаблон восприятия приводит к тому, что ситуация становится фантастической, абсурдной.

Предположим, некоторый человек жалуется на то, что ощущает себя маленьким в присутствии большого количества людей. Психолог вправе спросить: "Правда ли, что чем больше людей, тем более выражено это ощущение?" Получив положительный ответ, можно сказать что-то вроде следующего: "А теперь предположим, что вы пришли на футбольный стадион, где все трибуны забиты людьми. Вам действительно кажется, что вы размером с маковое зернышко?"

Конечной мишенью этой техники является вызов смеха, шутки клиента в адрес его проблемы. Это свидетельствует о том, что проблему удалось решить хотя бы на время.

Литература

Макаров В. В. Лекции по психотерапии. М., 1999.

 


См. также

Техники консультирования

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru