Развитие психики животных

   Жизнедеятельность далеких предков животных, включая человека, была значительно более примитивна, чем у их потомков. Разница с современными растениями и даже объектами неживой природы была минимальна. Как камень, положенный на землю, будет лежать на одном месте, пока его не сдвинут или не поднимут, так и те бактерии, которые неспособны к перемещениям, находятся там, куда их занесло стечением обстоятельств. Постепенно, однако, поведение животных усложнилось. Они научились передвигаться, гибко реагировать на обстоятельства, проявлять спонтанную активность.

Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно почти полностью побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. В специальных опытах было установлено, что подобное поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. Если вибрирующий камертон поднести к паутине, то паук тоже начнет проявлять активность. При этом, что характерно, если паук почувствует вибрацию совсем рядом с собой, то это обратит его в бегство. Алгоритм поведения довольно сложный, но при этом он полностью определен врожденными схемами поведения - инстинктами. Раз за разом в сходным ситуациях паук будет действовать одинаково. Внешние обстоятельства запускают врожденный инстинкт, который исполняется безусловно. Такие действия называются реакциями - потому что их источник находится в окружающем пространстве.

Все поведение животных по своей сути является инстинктивным. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни. Дело в том, что и само это обучение предусмотрено и определено в инстинктах. Котята играют не потому, что "это им просто взбрело в голову", а потому что так надо. И кошки учат котят охотиться и обороняться тоже потому, что так надо. У человека изначально поведение тоже определяется инстинктами, но благодаря развитой речи, социальной жизни, самосознанию, ценностям оно так запутано и "завязано" на социальную жизнь, что его называть инстинктивным нельзя.

Благодаря культуре и разуму мы, например, знаем теорему Пифагора. Если есть в каких-то звездных системах развитые инопланетные цивилизации, они тоже, скорее всего, знают эту теорему, хотя она и обозначается у них иначе. И при этом инстинкты у них могут быть совсем иными.

Инстинктивное поведение - это видовое поведение, примерно одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, оно определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. В инстинктах заключен опыт выживания особей, и это опыт передается потомкам напрямую, без обучения.

Чем более развито животное, тем меньшее значение у него имеют генетически обусловленные алгоритмы. Как указал И. П. Павлов, индивидуальное приспособление существует у всех животных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то потом оно будет вызывать поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др. Любое индивидуальное приспособление говорит о наличии в той или иной форме памяти у существа.

В процессе эволюции природа щедро наградила нас и других животных "датчиками" (например носом) и "манипуляторами" (например голосом). Первые обеспечивают индивида информацией, вторые позволяют тем или иным способом воздействовать на среду. Но само по себе наличие "датчиков" и "манипуляторов" не имело бы большого значения без наличия развитой нервной системы и ее содержательного наполнения - психики. Именно психика позволяет современному животному действовать гибко и изобретательно, непредсказуемо (для стороннего наблюдателя).

Сложные алгоритмы психического меняют биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного. Этот смысл меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комочек мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы теперь приобрели для нее смысл пищи.

Стадия развития психического, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.

У животных, достигших в своем развитии этой стадии, уже хорошо развиты органы восприятия и органы движения. Это связано с особенностями занимаемой особями экологической ниши, в которой необходимо преследовать добычу, координируя восприятие и движение. Координацией занимается нервная система, которая первоначально представляла собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.

В процессе дальнейшей эволюции в нервной системе стали выделяться нервные узлы (ганглии). Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. Все вместе это позволило и дальше усложнять поведение. Здесь характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители.

А. Н. Леонтьев приводит в качестве примера поведение некоторых насекомых, откладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое направляется к кокону под влиянием обоняния. Затем при приближении к кокону насекомое действует зрительно. Наконец, само откладывание совершается уже в зависимости от того, подвижна ли личинка в коконе или нет, что обнаруживается при прямом контакте с коконом, т.е. на основе осязания. Цепное поведение характерно для червей, насекомых и паукообразных. У них оно достигает высшей ступени развития. Поиск пищи у них происходит при посредстве ровно одного органа чувств, без содействия других органов.

Постепенно развитие нервной системы привело к возможности опираться сразу на несколько раздражителей, синтезируя, таким образом, информацию разной модальности (например осязательной и слуховой). Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных. Уже поведение рыб направляется одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и других раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно лишь при более развитой нервной системе, чем узловая.

В узловой нервной системе отдельные нервные узлы-ганглии связаны между собой лишь тонкими перемычками. У хордовых и позвоночных нервная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца - простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы.

Постепенно нервная система развивалась и качественно, и количественно. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения, совершенствуется уровневое построение движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга.

Развивается механизм образования условных рефлексов. Как показал Павлов, условные рефлексы строятся при участии безусловных. Если при достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе не вызывает определенного безусловного рефлекса, т.е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. При многократном повторении такой связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например пища). Нейтральный раздражитель может стать условным, и это было большим достижением в эволюции психики. Поведение стало значительно более гибким и адаптивным.

Другой механизм самонастройки психики - принцип торможения, также открытый Павловым. Он выделял два типа торможения: внешнее и внутреннее. Если во время действия условного раздражителя начнет действовать какой-либо новый, посторонний раздражитель, то условный рефлекс не проявится, потому что затормозится. Это - случай внешнего торможения. Примером внутреннею торможения является угасание условного рефлекса. Если условный раздражитель (например, звук или свет) несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем (например пищей), то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс - наступает его временное торможение. Интересно, что обычно образованные рефлексы не исчезают совсем - они именно временно притормаживаются. Когда вернется прежняя ситуация, эти рефлексы снова активизируются.

Другой принцип, который тоже стал вехой в развитии психики животных, - принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала разлитое, генерализованное возбуждение. Это возбуждение затем при определенных условиях начинает концентрироваться в определенных участках коры. Если, например, условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители (например другие звуки). Но если безусловным раздражителем (пищей) будет подкрепляться только один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на другие звуки затормозятся, - произойдет дифференцировка условного рефлекса.

Наличие описанных, а также других механизмов, таких например как обретение возможности предметного восприятия окружающего мира, позволяют формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия.

Основная особенность этой стадии - закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом - к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т. е. - представление о ней. Собака уже обладает психическим процессом, который можно назвать сознанием, благодаря нему она может моделировать в своем уме разные ситуации.

Животные, находящиеся на этой стадии, проявляют много спонтанной активности. Они не только реагируют на изменения внешней среды, но и способны на более-менее осознанное целеполагание. Как и люди, они могут придумать несколько альтернатив дальнейшего своего поведения, проиграть их в голове, выбрать оптимальный. Животные играют, обучаются на протяжении всей жизни, изучают окружающий мир и населяющих его существ.

Наивысшая стадия развития поведения и психики животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. На более низкой ступени развития психики новые операции формируются постепенно, методом многочисленных проб и ошибок. Для интеллектуального поведения характерным для внешнего наблюдателя признаком является то, что сначала происходят попытки (безуспешные) выполнить сложную операцию, затем - внезапно - обезьяна (а речь в основном о них) справляется с задачей, и в дальнейшем с операцией она справляется легко. Во время этого внезапного перехода происходит интеллектуальное озарение - головоломка получила свое решение в воображении.

Обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других, сходных условиях. Если после того, как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет, похожий на палку.

У обезьян развито планирование. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Если длинная палка лежит далеко, то обезьяна может ее пододвинуть с помощью короткой палки.

Вообще в актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Никакое действие, кроме самых рефлексов, не выполняется просто так - надо сначала обдумать. Анатомо-физиологичсской основой возникновения и развития интеллекта у животных является достаточно высокий уровень развития коры головного мозга, особенно - лобных долей, отвечающих за целеполагание.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Психика

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru