Развитие психики в онтогенезе

   Психика человека в своем развитии от рождения до зрелости проходит сложный путь. Новорожденный и ребенок в 1 год - это две большие разницы. И различия не только и даже не столько в физическом плане, сколько в психическом. Новорожденный едва способен видеть и слышать, годовалый ребенок уже обладает хорошим восприятием, способен ходить и произносить несколько слов. Также значительные различия можно увидеть между годовалым ребенком и первоклассником, между первоклассником и юношей, между юношей и зрелым человеком.

Различия между разными возрастами имеют количественный и качественный характер. Маленькие дети, как правило, быстрее запоминают стихи или слова иностранного языка - это количественное отличие от школьного возраста. Качественное отличие состоит, например, в том, что у школьника зато лучше развита произвольная память - он способен сосредоточиться и запомнить то, что нужно, хотя и не представляет большого интереса. Школьник владеет уже некоторыми мнемотехническими приемами, первый среди которых - повторение.

Между разными возрастами имеется довольно много качественных различий. Качественные различия бывают вызваны биологическими, врожденными особенностями человека, а также влиянием среды. На процесс развития в онтогенезе отдельного индивида большое значение оказывают случайные факторы, такие как болезни, травмы, социальное окружение. Пример биологического фактора - половое созревание, при котором у большинства подростков меняется характер, интересы, склонности. Пример влияния среды - обязательное школьное образование, которое резко усиливает разницу между 6-летними и 8-летними детьми.

Можно выделить еще один фактор, фактор логики развития. Речь идет о таких обстоятельствах, которые напрямую не были определены генетически и не являются результатом (по крайней мере прямым) давления среды. И при этом их нельзя назвать случайными. Например, те же особенности памяти - почему в первые годы жизни освоение языка или языков происходит более эффективно и качественно? Отчасти это объясняется тем, что память ребенка еще как бы свободна для новой информации. Взрослый человек прожил уже немало, слышал много разных слов, поэтому новое слово как бы ложится сверху на эту огромную кучу слов, на фоне которой оно выглядит уже не так контрастно.

Обилие качественных изменений позволяет выделять этапы возрастного развития. Некоторые качественные изменения связаны друг с другом, некоторые не связаны. Поэтому не может быть одной стандартной периодизации развития психики. Хотя, на самом деле, в возрастной психологии немало копий было сломано в этом вопросе.

А. Н. Леонтьев выделил семь стадий развития психики ребенка:

1) новорожденный (до 2 месяцев),

2) ранний младенческий возраст (до 6 месяцев),

3) поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев),

4) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет),

5) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет),

6) младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет),

7) подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

В развитии человека от рождения до юношества Б. Г. Ананьев тоже выделил семь этапов:

1) новорожденный (1-10 дней),

2) грудной ребенок (10 дней - 1 год),

3) раннее детство (1-2 года),

4) первый период детства (3-7 лет),

5) второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек),

6) подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек),

7) юношеский возраст (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Существует и множество других делений. Это объясняется тем, что разные ученые по-разному относятся к отдельным качественным различиям, по-разному оценивают важность того или иного обстоятельства. Стоит признать, что периодизация для понимания динамики развития не так уж и важна. Далее мы попробуем рассмотреть некоторые важные возрастные качественные изменения.

Ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения (хотя в первые дни жизни ребенок почти ничего не слышит и не видит), ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы.

Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация (миелин - своего рода "изолента", улучшающая проводимость нервных волокон) нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Как известно, у многих животных детеныши сразу после рождения проявляют некоторую самостоятельность: хорошо видят и слышат, умеют стоять на ногах и передвигаться. Образ жизни же человека в первые недели жизни мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период:

- в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу,

- сон занимает 80% времени,

- внешняя активность ребенка сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище,

- ручные движения и локомоции отсутствуют вовсе.

У новорожденного особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы.

Постепенно у новорожденного и младенца происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери. В возрасте около месяца появляется сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека (реакция или комплекс оживления): ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая.

Реакция оживления имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. С одной стороны, она дифференцируется и трансформируется в другие, более сложные реакции. Даже у многих взрослых людей можно заметить характерные проявления реакции оживления при встрече приятного человека или обретении какой-то важной вещи. С другой стороны, реакция оживления - это первый прорыв в области предметного восприятия окружающей действительности. До этого зрительное восприятие является полевым, в нем нет особенной структуры, нет предметов. Когда мы смотрим на сильно абстракционистскую картину, мы испытываем примерно такие же ощущения, что и новорожденный ребенок.

В возрасте 2-6 месяцев ребенок начинает потихоньку оперировать предметами окружающей среды. Сначала задев ручкой случайно погремушку, он повторяет этот опыт снова и снова, понимает, что в окружающем пространстве есть предметы, на которые он может воздействовать. Быстро развивается предметное восприятие. Случайные прикосновения постепенно становятся менее случайными, возникает возможность и желание схватить рукой интересующий предмет, а также ощупать его.

Скорыми темпами развивается сенсомоторная координация. Ребенок учится улавливать связь между зрительными, слуховыми и тактильными ощущениями, а также учится манипулировать как предметом, так и ощущениями, вызываемыми предметом.

Когда в возрасте 5-6 месяцев ребенок уже уверенно сидит, это обеспечивает ему возможность для дальнейшее развитие движений при манипулировании предметами. С каждым днем движения руками становятся все более ловкими и точными.

В этот же период ребенок начинает узнавать людей, животных и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Во второе полугодие жизни ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Знакомится с людьми, животными, предметами. Осваивает новые действия. Он может уверенно взять какую-то вещь поднести ее ко рту, а также оттолкнуть. Ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину. Он начинает ползать, приподниматься, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Активные движения приводят к укреплению костно-мышечной системы. В свою очередь это расширяет диапазон движений, физических возможностей.

Взаимоотношения с другими людьми приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый подготавливает действие ребенка, но само действие ребенок выполняет сам. Ребенок осваивает предметное взаимодействие с другими людьми. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает. Постепенно ребенок осваивает предметные игры.

Предметные контакты у ребенка способствуют формировании речи. Со временем ребенок обретает способность отвечать действием на слово другого человека. Позже из этой способности у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, например он может тянуть руки в сторону игрушки, с которой хочет поиграть, но которая не доступна. Этим жестом он просит родителя достать игрушку. Все чаще такие жесты сопровождаются звуками, для усиления эффекта. Строго говоря, произнесение звуков это тоже движение, и ребенок, на самом деле, одно движение подкрепляет другим, создавая как бы одно сложное движение.

Постепенно ребенок начинает подражать другим людям в их действиях. Подражание очень важно, благодаря ему ребенок осваивает много новых движений, ранее на которые был неспособен. Таким образом появляется и речь.

Вообще для первых лет жизни характерен так называемый эгоцентризм: ребенку как бы кажется, что мир весь "вертится вокруг него", и при этом ребенок не отделяет себя от окружающего мира. В частности благодаря подражанию ребенок постепенно начинает понимать, что он - такой же человек, как окружающие. У них такое же тело, только своим телом ребенок может напрямую управлять, а чужим - лишь косвенно, в виде просьб и других манипуляций.

Подражание помогает перенять сугубо человеческий опыт. Так ребенок, например, узнает, что молоток надо держать за рукоятку, а на кнопки надо нажимать одним пальцем.

К концу первого года ребенок осваивает ходьбу. И это добавляет много новых возможностей для освоения окружающего мира: можно дотянуться до новых предметов или быстро добраться из одной точки пространства в другую.

Хотя первые слова ребенка представляют собой скорее "лишь еще одно движение", в дальнейшем (начиная со второго года жизни и до самой смерти) речь является, фактически, главным "двигателем прогресса". Она помогает освоить понятийное мышление, дает возможность делиться своим опытом беспредметно (не прибегая к наглядным действиям) и размышлять логически.

Для второго и третьего года жизни, пожалуй, самым заметным качественным изменением является появление игры - занимательного учебного процесса, имеющего довольно четкие временные рамки. Для годовалого ребенка довольно сложно определить - когда он играет, а когда нет. Трехлетний ребенок сам уже может определить и сказать, когда он находится в состоянии игры, а когда нет. В процессе игры развиваются все стороны психики: сенсомоторная координация и вообще ловкость, умение манипулировать предметами, понимание их функционала, общение, память, внимание и прочее.

Игра позволяет ребенку изучать мир самостоятельно, без участия взрослого. Самостоятельность приводит к тому, что ребенок учится сам ставить цели, сам выбирать способы достижения цели, сам понимать причинно-следственные связи. Постепенно он осваивает понятия, которые относятся не к внешнему, а к внутреннему (например "боюсь" или "скучно"). Далее происходит освоение совсем абстрактных понятий, например "правда" или "работа". Из этого начинает проявляться сознание - способность к целеполаганию, самостоятельной деятельности и поиску истины.

На формирование сознания большое значение оказывает борьба мотивов. Если раньше действия были спонтанными: есть потребность - ее надо удовлетворить, то теперь все чаще ребенок сталкивается с противоречивыми мотивами. Например, ему и хочется постучать в барабан, и хочется не получить нагоняя от родителей. Приходится делать выбор. Со временем ребенок осваивает этические ценности - то, что не вытекает напрямую из его опыта.

Для игры ребенка 2-3 лет характерно отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых и других детей, не наполняя их содержанием. Но в процессе такой игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций.

Для дошкольного возраста (от 3 или 4 до 7 лет) самым важным нововведением является обретение полноценного сознания. Память теперь работает твердо, и новые знания могут сохраниться на всю жизнь. Игра обретает воображение, в игре теперь можно быть взрослым или роботом. Большинство детей вливаются в социум (начинают ходить в детский сад) и осваивают социальные роли. Проявляются гендерные различия. Мальчики стараются копировать взрослых мужчин, девочки - женщин. Мальчики играют в мужские игры, например в машинки. Девочки в женские, например в куклы.

Если в 2-3 года круг общения у детей обычно не очень большой, то в дальнейшем он резко увеличивается. Ребенок ходит в садик, начинает самостоятельно гулять. Расширение круга общения активизирует становление личности ребенка, в частности он начинает осознавать как он выглядит в глазах других людей. В этом общении закладывается фундамент (ядро) характера. Ребенок формирует свое отношение к истине (можно ли в принципе врать людям или это плохо), избавляется от детского манипуляторства или же совершенствуется в нем, осознает свой социальный статус, считает себя обычным, рядовым человеком или же человеком с привилегиями. Дошкольник начинает думать о будущем: кем он станет, когда вырастет, где он будет жить и с кем и т.д.

Поступление в школу однозначно начинает новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется чувством долга. Каждый ребенок понимает, что он ходит в школу не потому, что ему хочется, а потому что так надо. В детский сад тоже надо было ходить, но там все-таки была значительно большая свобода выбора. В школе вся деятельность, каждая минута времени строго регламентирована.

В жизни ребенка появляется новая деятельность, учебная. И эта деятельность занимает много времени и сил. С другой стороны, он понимает, что от успеха выполнения новых обязанностей зависит и настоящее, и будущее. Не у всякого ребенка получается хорошо учиться. Кому-то мешает неспособность сосредоточиться, у кого-то не очень высокие интеллектуальные задатки. От успехов в первые один-два года обучения зависит очень многое. У не успешного школьника на всю жизнь может остаться комплекс двоечника. У успешного - комплекс отличника.

Хотя в дальнейшем, особенно в период полового созревания, характер может резко измениться, тем не менее можно сказать, что в первые школьные годы заканчивает формироваться ядро характера. Формируется отношение к себе (умный или глупый, красивый или некрасивый, сильный или слабый). Формируется отношение к дисциплине. Если в этом возрасте ребенок не приучен к дисциплине, в дальнейшем он будет искать малейшую возможность проявить лень.

Память из механической становится все более избирательной. Ребенок, с разной степенью успеха, обучается произвольному вниманию. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. То есть активно развивается абстрактно-логическое мышление. Бурно развивается речь: расширяется словарный запас, значения слов уточняются, обогащается грамматика.

Учебная деятельность приводит к тому, что у многих детей резко меняются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Проявляется повышенная заинтересованность в избранных темах, например в рассказах о животных или путешествиях.

Если в детском саду не было коллектива как такого, то в школе ребенок погружается в него в полной мере. Дети объединены одной целенаправленной деятельностью, обучением, и это делает эту социальную группу коллективом. Происходит освоение основ жизни и выживания в коллективе. Ребенок погружается в пучину социальных отношений и ролей, вынужден иногда жертвовать своими личными интересами ради интересов коллектива. С одной стороны, это помогает формироваться личностным качествам, с другой стороны, вносит много хаоса в жизнь ребенка.

В подростковом и юношеском возрасте (примерно от 11 до 18 лет) человек продолжает обучаться. Его личностные особенности, интеллектуальные, творческие, физические и иные способности обретают "рельефность". Про юношу или девушку можно составлять уже "психологический портрет" с надеждой на то, что он будет исключительно индивидуален.

Этот период обладает многими противоречиями. Одно из главных - то, что внешне молодой человек уже напоминает взрослого мужчину или женщину, однако внутренне еще во многом остается ребенком. Даже при наличии выдающихся интеллектуальных способностей он может проявлять много наивности в жизненных вопросах, быть неспособным на взвешенные, разумные решения, быть твердым и последовательным в своих стремлениях.

Это период полового созревания. Активизируется инстинкт размножения, который чуть ли не в буквальном смысле сводит подростка или юношу с ума. На этом фоне могут значительно угаснуть былые интересы и склонности и появиться новые, связанные с мотивом любви. Активизируются и другие потребности: в аффилиации, уважении и другие. Обилие новых потребностей делает многих подростков и юношей неуравновешенными. Если бы не уже сложившаяся привычка к дисциплине, а также конструктивные мотивы, то учебная деятельность могла бы быть полностью разрушенной. В характере окончательно формируется отношение к плотским удовольствиям: одни становятся гедонистами, другие аскетами.

Если физическое развитие заканчивается к 20-25 годам, то психическое продолжается далее. В основном он осуществляется за счет развития познавательных процессов. Например, объем и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начинают также снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100 %, то в 30 лет он будет составлять 96 %, в 40 - 87 %, в 50 лет - 80 %, а в 60 - 75 %.

Однако с возрастом приходит опыт, и, хотя скорость психических процессов в среднем возрасте падает, знания, умения и навыки многих пожилых людей позволяют им выполнять работу, в том числе интеллектуальную, значительно лучше молодых. Большинство ученых с возрастом становится только "лучше". Но вот для математиков, скорее, действует обратное правило: многие открытия делаются именно молодыми, в возрасте до 30 лет, когда у них "быстрые" мозги.

После 50-60 лет происходит плавное угасание физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.

У многих взрослых людей с возрастом происходит развитие личности: углубляются или расширяются интересы, активизируется общественная деятельность, происходит обрастание социальными связями, человек избавляется от вредных особенностей характера и деструктивных привычек, происходит развитие в профессиональной сфере. У многих наоборот - после ухода со студенческой скамьи пропадает всякое желание работать над собой, углубляются гедонистические тенденции, проявляются асоциальные и антисоциальные склонности.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Онтогенез Психика

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru