Предмет и фон в восприятии

   Всё, что нами воспринимается, в восприятии делится на "фигуру" ("предмет") и "фон". И это является характерной, ключевой особенностью нашего восприятия, обеспечивающей все иные его способности.

Не все предметы воспринимаются нами одинаково. Находясь в лесу, мы можем одновременно видеть десятки и даже сотни различных деревьев. Но одни деревья находятся ближе других, и им обычно уделяется больше внимания, в нашем восприятии они представлены более детально. Если одно или несколько деревьев находится в самом центре нашего внимания (наше сознание сконцентрировано на них), то это дерево или несколько рядом стоящих деревьев образуют фигуру (предмет). При этом все остальные деревья вместе с прочими объектами (небом, землей, травой и пр.) образуют фон.

Почему в нашем примере именно это дерево или группа деревьев стали фигурой? Потому что оно или они привлекли наше внимание. Почему привлекли - это уже другой вопрос. Во-первых, могли быть задействованы непроизвольные механизмы - речь идет об ориентировочном рефлексе. Возможно, дерево подозрительно покачнулось и заскрипело, и это привлекло наше внимание прежде, чем мы смогли дать явлению сознательную оценку. Во-вторых, конкретное дерево могло оказаться тесно связанным с текущей деятельностью. Предположим, нам захотелось сориентироваться по нему - где север, где юг. Кто-то мог для нас оставить метки на деревьях, сделанных краской, и теперь нам приходится поочередно рассматривать каждое дерево... В-третьих, дерево могло заинтересовать нас своей необычностью. Например, в сосновом лесу мы встретили березу, или у сухого дерева обломаны все ветки. Поскольку человек так устроен, что постоянно впитывает новые знания, все необычное автоматически привлекает его внимание.

В повседневной жизни в практически любой момент времени на наши органы чувств действует великое множество объектов. Открыв книгу, на одной странице мы воспринимаем около двух тысяч символов; но периферическим зрением мы воспринимаем еще кое-что, например предметы обстановки в квартире. Находясь на улице, мы можем одновременно видеть десятки и сотни людей, множество машин, птиц в небе, десяток-другой домов, сотни и тысячи окон в этих домах, те же деревья, мусор, мелкие камешки, рекламные щиты, буквы на этих щитах и других вывесках и прочее. Как уже говорилось, не все объекты воспринимаются нами одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают на передний план, и мы сосредоточиваемся на них. Другие отходят на задний план, в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно.

Закономерности восприятия фигуры (предмета) и фона действуют не только в отношении зрительного восприятия, но также и слухового. Находясь на той же самой улице, мы не только видим тысячи объектов, но и слышим многие из них. Мы видим десять едущих автомобилей - мы слышим десять разных шуршаний, производимых шинами (строго говоря, колес у автомобиля как минимум четыре, поэтому отдельных источников звука больше). Мы видим троих людей, говорящих по телефону - мы и слышим их. К тому же есть источники звука, которые мы не видим, например шум ветра или разговор людей, стоящих за углом. При этом также некоторые звуки могут выступать для нас фигурой, если мы сосредоточены на этом звуке или вообще на объекте внимания.

Что характерно именно для слухового восприятия - фигура выделяется из фона за счет направления источника звука. Когда наше слуховое восприятие находит направление на источник звука, далее становится значительно легче отфильтровать ненужные шумы фона. Находясь на шумной вечеринке или на улице в час пик и разговаривая, мы можем относительно хорошо слышать своего собеседника, довольно четко различаем его слова. Если же записать эти звуки на диктофон, а потом прослушать, то, скорее всего, слов будет уже не разобрать, и, возможно, даже звука голоса будет не разобрать.

Исторически введение понятий фигуры и фона возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Конечно, соотношение предмета и фона - динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может снова вернуться в фон. Таково, например, чтение книги или статьи в интернете. Пока мы читаем одно слово, другие образуют фон, но, прочитав это слово, мы переходим к другому, и теперь оно уже фигура, а другие слова - фон.

Выделение фигуры (предмета) из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно - с предметностью его. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, держать этот объект под контролем.

Выделение фигуры из фона сугубо индивидуально и ситуативно. Но у этого выделения есть ряд общих закономерностей. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.

Выделению предмета из фона способствует наличие значительных различий между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче происходит выделение.

С увеличением опыта выделения фигуры из фона в конкретной ситуации увеличивается скорость и качество этого выделения. Как и многие другие интеллектуальные операции, эта тоже развивается со временем.

Конечно, выделению предмета из фона способствует четкая установка на поиск конкретного образа предмета. И чем четче и более знаком этот образ, тем лучше происходит выделение.

Интересно также, что если есть возможность обвести контуры сложного предмета пальцем или даже перебрать предметы руками (т. е. возможность манипуляции предметами), то это может ускорить выделение фигуры из фона.

Легче выделяются более простые и схематично-нарисованные объекты. Именно по этой причине восприятие мультфильмов, особенно нарисованных, более эффективно, чем восприятие художественных фильмов. В первом случае зритель имеет возможность воспринимать большее количество объектов на экране, быстро переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Восприятие

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru