Память как высшая психическая функция

   Основное предназначение памяти - задержать любое более-менее важное, и пусть даже мимолетное, впечатление об окружающей среде. Память начинается уже с работы отдельных рецепторов (сенсоров), которые пусть и на долю секунды, но уже задержали во времени сигнал из окружающей среды.

В результате всеобщей эволюции окружающий мир для каждого отдельного животного и человека стал не просто сложным, а очень сложным. Для выживания надо уметь адаптироваться к окружающей неживой и живой природе, социуму, действовать изощренно и непредсказуемо. Именно поэтому психический мир современного человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое помним, понимаем, многое можем и умеем.

Если бы у человека не было памяти, то в лучшем случае он бы напоминал некоторый механизм или примитивного робота. Человек действовал бы по раз и навсегда установленному алгоритму. Например: взошло солнце - надо открыть глаза и активизироваться, зашло солнце - перейти в режим экономии, рецепторы восприняли что-то жидкое и мокрое - наклониться и напиться, если датчики заметили удаляющийся объект - догнать и съесть, приближающийся - самому убежать.

Память дает удивительные возможности для усложнения поведения и повышения его эффективности. Наши далекие предки хаотично бегали по лесам и полям в поисках пищи. Мы так не делаем, потому что помним, где лежит пища в больших количествах - в супермаркете. Мы также помним, что в супермаркете нельзя просто так взять пищу и уйти, надо отдать часть денег. Помним, что деньги нам дают на работе, и не просто так, а за некоторую деятельность. Память позволяет нам иметь друзей-союзников и брачных партнеров, память позволяет изучать язык и общаться. Память позволяет не забыть, где ты живешь и какой у тебя пароль от электронной почты.

Наиболее очевидно значение памяти в тех случаях, когда мы учимся, приобретаем специальные знания и опыт. Пусть мы запоминаем далеко не все из того, что изучаем, тем не менее каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в памяти некоторый след, который может сохраняться достаточно длительное время. При соответствующих условиях этот след проявляется вновь и становиться предметом сознания.

В общей психологии обычно под памятью понимается запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний и навыков.

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как имеющая так называемый сквозной характер. Этот сквозной характер обеспечивает преемственность психических процессов и объединяет все познавательные процессы в единое целое.

Процессы, имеющие прямое отношение к памяти, часто называют мнемическими. Когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его; предмет нам кажется знакомым, известным. Этот процесс, включающий сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется мнемическим процессом узнавания.

Работа памяти не ограничивается лишь узнаванием предметов. Благодаря памяти мы можем вызывать в нашем сознании образы предметов и ситуаций, которые в данный момент не воспринимаем, но воспринимали их раньше. Этот мнемический процесс называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии.

Предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление (или запоминание). В запечатлении происходит сохранение того, что было ранее воспринято.

Память, таким образом, является сложным психическим процессом, состоящим из нескольких частных мнемических процессов, связанных между собой.

Экспериментальная психология в основном занимается изучением процессов запечатления, но процессы сохранения, узнавания, воспроизведения также не остаются без внимания. Изучаются физиологические механизмы, лежащие в основе мнемических процессов, факторы, способствующие или мешающие запечатлению, сохранению, узнаванию или воспроизведению. Также изучаются границы возможностей человека в области запоминания, хранения и воспроизведения материала. Разрабатываются и проверяются мнемотехнические приемы, направленные на улучшение работы памяти.

Самой значительной нерешенной проблемой является моделирование как в целом памяти, так и отдельных мнемических процессов. Хотя и наработан огромный эмпирический материал описывающий работу памяти "снаружи", тем не менее наука весьма смутно представляет, как всё это работает "изнутри".

Одна из первых попыток в моделировании памяти была предпринята еще Аристотелем. Он попытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы впоследствии были названы принципами ассоциации (это слово означает "связь", "соединение"). Ассоциативная модель памяти подразумевает наличие следующих трех общих принципов работы памяти:

1) ассоциация по смежности во времени или пространстве: одни образы восприятия или представления вызывают другие образы или представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними, в непосредственной близости (образ светофора, например, может вызвать образ автомобиля или проезжей части, потому что они обычно связаны во времени и пространстве);

2) ассоциация по сходству: образы восприятия или представления вызывают в нашем сознании другие образы и представления, сходные по каким-либо признакам (воспринимаемый образ страуса может вызвать образ жирафа - из за длинной шеи, восприятие одного человека может породить воспоминания о другом - например из-за сходного характера).

3) ассоциация по контрасту: как и в случае с ассоциацией по сходству, одни образы и представления порождают другие, но уже не по сходству, а совсем наоборот - по контрасту (образ белого платья может воскресить в памяти образ черного платья, представление высокого человека - представление низкого).

И на самом деле в памяти предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга (как, например, в файлах компьютера), а в тесной и непосредственной связи друг с другом. Сеченов утверждал, что предметы и явления запечатлеваются "группами или рядами". Однако, с нынешних позиций, можно сделать вывод о том, что сохранение в памяти происходит в виде огромной и очень сложной сети.

Воспроизведение одних предметов или явлений влечет за собой воспроизведение других, находящихся в сети рядом. Расположение в нашей памяти рядом тех или иных предметов или явлений лишь отчасти обусловлено реальными объективными связями предметов и явлений. Часто эти связи весьма формальны или просто случайны. Во многом именно уникальное для отдельного человека соединение в сеть предметов и явлений наделяет его самобытной индивидуальностью.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века широко распространилась так называемая ассоциативная психология. Специалисты в этой области стремились распространить принцип ассоциации на все психические явления. Отчасти это было оправдано, так как память, безусловно, сквозной психический процесс. Однако представители данного научного направления часто переоценивали значение ассоциаций, и это приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явлениях, в том числе памяти.

Например, в ассоциативной психологии запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций - многократное повторение одних и тех же процессов во времени (то есть задействование принципа ассоциации по смежности). Дальнейшее развитие психологии показало, что работа памяти значительно тоньше, чем простое образование ассоциаций, а потом использование их.

Большое значение для работы памяти имеет понимание, то есть вписывание нового предмета или явления в текущую картину (модель) мира. Если тот или иной факт имеет огромное значение для человека или животного, то процесс запоминания его происходит чуть ли не мгновенно и не требует многократного повторения, образования устойчивой ассоциации. Если принести домой маленького котенка, который еще нетвердо стоит на лапках, и показать ему его миску, то он запомнит ее месторасположение с первого или второго предъявления.

Интересно в этой связи заметить, что принципы ассоциации активно используются в физиологии и бихевиоризме, но несколько "под иным соусом". Речь идет об условных рефлексах. Когда собаке предъявляют стимул (например звонок), а потом кормят, то задействуют тем самым ассоциацию по смежности во времени. И в этих дисциплинах, когда пытаются описать работу памяти и вообще психического, опираясь в основном на понятие рефлекса (или стимула-реакции), выводы часто наивно-механистичны. Собака, которая с первой попытки может запомнить расположение своей миски, вдруг настолько глупеет, что лишь с сотой попытки "запоминает", что после звонка будет еда.

Другой, более "свежий" пример механистичного понимания ассоциаций, - в направлении так называемого нейро-лингвистического программирования. С помощью образования некоторых новых ассоциаций можно якобы творить чудеса. Можно, например, при общении с каким-нибудь человеком каждый раз поднимать свои брови, когда человек говорит "Да"; потом, когда вам надо услышать "Да" в то время, когда человек хочет сказать "Нет", вы поднимаете свои брови - человек послушно говорит свое "Да". На бумаге эти фантазии выглядят очень убедительно. Однако в реальной жизни люди не настолько наивны и податливы, у каждого богатый опыт общения, он тысячи раз видел, как кто-то поднимает брови. Возможно, что поднятие бровей и вызовет какую-то ассоциацию, но весьма маловероятно, что ту, которая хочется наивному "специалисту по НЛП".

Вместе с тем, конечно, отрицать существование ассоциативных связей нельзя. В настоящее время большинство исследователей памяти рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, как характерную ее особенность, но не как единственный ее механизм.

Изучение памяти стало одним из первых разделов психологической науки, где был применен научный экспериментальный метод. Еще в восьмидесятых годах девятнадцатого века, когда еще в моде был интроспективный подход, немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого надеялся изучить законы "чистой" памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием основан на заучивании бессмысленных слогов.

В результате серии экспериментов Эббингауз вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. В частности, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.

Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах ("эффект края"). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов он установил, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой известный немецкий ученый - психолог Г. Э. Мюллер - осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Американский психолог Миллер нашел так называемое "число Миллера", обозначающее объем кратковременной памяти: в короткий промежуток времени мы можем запомнить 7 плюс-минус 2 объекта (например короткие слова, числа, простые рисунки).

На первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности. То есть изучался процесс преднамеренного заучивания и воспроизведения материала, то есть изучалась лишь произвольная память. Значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интроспективного метода.

С развитием методов объективного исследования поведения животных и человека область изучения памяти была существенно расширена. В конце девятнадцатого - начале двадцатого века появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного.

Вернемся к проблеме моделирования памяти. Помимо теории ассоциаций существовали и существуют другие теории, раскрывающие работу памяти. Ассоциативная теория породила так называемую гештальттеорию. Если в ассоциации участвуют два объекта (например какой-то предмет или явление), то гештальт представляет собой некоторую целостную организацию, элементы которой очень тесно связаны между собой. Таким образом, гештальт можно рассматривать как кластер ассоциаций.

Исследователи гештальтов рассматривали не образование отдельных ассоциаций, а формирование гештальта. Гештальт это система, а система не является просто набором из составляющих ее компонентов. Как груда строительного материала, это еще не дом, так и отдельные элементы гештальта - это еще не гештальт. Гештальттеория так описывала процесс работы памяти: некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение; соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводится материал; установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Гештальтподход позволил, несмотря на некоторую незаконченность модели, получить много интересных для науки фактов о работе памяти. Б. В. Зейгарник показала, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление объясняется следующим образом: при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его; эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью и которую можно рассматривать как временную потребность, усиливается в процессе выполнения задания; она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца; следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий (незавершенного гештальта).

Довольно важный и местами весьма своеобразный вклад в развитие представлений о работе памяти внес и психоанализ. Была показана исключительная важность для запоминания или забывания мотивов и потребностей. Оказалось, что эмоционально положительные окрашенные факты запоминаются лучше, чем отрицательные. События, имеющие сильно негативный, травмирующий характер, могут быть вытеснены (как бы"изгнаны") из памяти.

В начале двадцатого века возникает смысловая теория памяти. Было показано, что процесс запоминания находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала (то есть полезность для целостной картины мира конкретного человека).

В последние десятилетия наиболее интересные эксперименты с памятью проводились в физиологическом плане. Например, было показано, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами. В частности происходит модификация РНК. Оказалось, что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования так называемых процессов реверберации, которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти.

Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов в головном мозгу. Появились исследования, в которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Окончательно сложилось единодушное мнение относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозгу. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществляется посредством электрической активности, т. е. химические или структурные изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот. На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, а на уровне тормозного - она блокируется. Чтобы произошел разряд нейрона, может потребоваться довольно большое число импульсов: одного импульса, как правило, недостаточно. Поэтому механизм возбуждения нейрона и передача возбуждения другой клетке сам но себе достаточно сложен.

В последнее время большой интерес представляют исследования по компьютерному моделированию процессов запоминания. Были разработаны и разрабатываются далее весьма точные модели нейронов и их сетей.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Память

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru