Общие вопросы развития внимания

   В развитии внимания две большие задачи: добиться, во-первых, произвольности внимания и развить, во-вторых, отдельные характеристики внимания (объем, концентрацию, устойчивость, распределение, переключаемость).

Развитие произвольности внимания

   В первые месяцы жизни у человека отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Эта реакция к тому же весьма механистична: если раздражитель резко меняется (свет из яркого становится слабым или наоборот, появляется или исчезает громкий звук, резко меняется температура).

Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, исследовать его: ощупывать, брать в рот и т.д. Действие внимания видно в том, что ребенок именно довольно длительное время изучает объект, не переключаясь на иное. Если бы внимания вообще не было, ребенок бы постоянно хаотично болтал головой из стороны в сторону, ни на чем не останавливая взгляд.

Считается, что зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. В это время, пусть еще на примитивном уровне, но начинает проявляться, формироваться сознание. В общем-то, можно утверждать, что произвольное внимание появляется именно тогда, когда у ребенка появляется смутное еще представление о собственном внимании. Постепенно он начинает понимать, что он видит только то, на что смотрит, что для того, чтобы чего-то добиться, надо проявить свое внимание. Например, ребенок может заметить место, в которое мама спрятала от него конфеты. В следующий раз он будет более внимателен к конфетам и маминым действиям с ними. Пусть ребенок и не знает такого слова "внимание", но он уже начинает в уме строить цепочки действий, включающих в себя "проявить внимание".

Постепенно у ребенка формируется чувство долга. Он начинает понимать, что есть вещи, которые он должен делать. К числу таких действий может принадлежать и внимание. Например, от ребенка может потребоваться обращать внимание на то, чтобы крошки от еды не падали на пол.

Большое значение для развития произвольности внимания имеет игра. В ней ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами и условностями.

Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта ребенка развивается и непроизвольное внимание. Развитие непроизвольного внимания происходит в первую очередь за счет развития и усложнения модели мира: знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основные усилия родителей и педагогических работников по развитию внимания у дошкольника должны быть направлены на развитие именно произвольности внимания. Для этого многого не надо, но все же необходимо:

- быть достаточно последовательным в вопросах воспитания,

- следить за тем, чтобы ребенка не окружал хаос,

- быть в меру требовательным, давать мелкие поручения,

- помогать ребенку проявлять требовательность к самому себе,

- поддерживать конструктивные интересы ребенка,

- разнообразить кругозор ребенка,

- давать возможность играть в разные игры.

Произвольность внимания можно развивать в разном возрасте. Но все же именно дошкольные годы имеют основное здесь значение. Низкая произвольность внимания у взрослого человека проявляется в его отвлекаемости, неспособности сосредоточиться на важном. Ему по своей инфантильной привычке хочется наблюдать приятное, то, что тесно связано с потребностями. Сложно даются абстрактные размышления. Низкая произвольность внимания накладывает отпечаток и на характер человека, и на весь жизненный его стиль, при этом как бы растворяясь в этом стиле.

Развитие отдельных характеристик внимания

   Так или иначе, но к началу школьных занятий большинство детей овладевают произвольностью внимания. С разной долей успеха дети могут на некоторое время сконцентрировать внимание на изучаемом предмете. Только педагогически запущенные дети (в основном к этому числу относятся дети, которых излишне щадили их воспитатели) не способны даже на минуту сконцентрироваться. В школьные годы в основном происходит развитие отдельных характеристик внимания. То есть происходит дальнейшее когнитивное развитие. Во время школьного обучения все параметры внимания развиваются "сами собой". Однако никогда не будет лишним выделить специальное время для развития внимания.

Объем внимания развивается в тех случаях, когда человек вынужден воспринимать довольно большое количество объектов. Эти объекты должны быть довольно разноплановыми, их количество можно варьировать от 5 до 20. Если ребенку показать двадцать яблок, а потом спросить, что он видел, то последует очевидный ответ: "Яблоки". Если показать рисунок, содержащий разные объекты, то ребенок вынужден будет их потом перечислять. Таким образом, самое простое упражнение на развитие объема памяти - показать таблицу с некоторым количеством объектов, дать время запомнить изображенные предметы (секунд 10 - 30), а потом попросить по памяти воспроизвести. Это упражнение также развивает и зрительную память.

Концентрацию и устойчивость внимания развивать значительно тяжелее. Хорошо подходят игры, особенно компьютерные. Они способны надолго приковать внимание ребенка. Однако степень произвольности такого внимания не очень высока. Если ребенок проявляет внимание в игре, то это совсем не значит, что он будет проявлять внимание в других сферах. Педагог может использовать групповые (социальные) игры (викторины и пр.), в которых одни дети требуют от других проявить максимум собранности и внимательности.

Переключаемость и распределение внимания тоже лучше развивать в игровом ключе. Можно, например, выдать детям по три листа бумаги разного цвета (скажем, белого, желтого и зеленого). На белых листах дети должны писать сочинение на свободную тему, на желтых - рисовать, на зеленых - решать головоломки. Время работы регламентируется: минута - работа на белом листе, минута - на желтом, минута - на зеленом, минута - опять на белом и т.д.).

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


Упражнения на развитие интеллектуальных способностей
Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта.

См. также

Внимание

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru