Общепсихологическая характеристика деятельности

Деятельность это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Самые характерные особенности человеческой деятельности:    - возникновение психического образа желаемого будущего и воплощение этого образа в объектах деятельности,

- реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Самый простейший, элементарный акт деятельности является формой проявления активности субъекта. Поэтому любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Мотив побуждает к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи. Цель это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть:

- предмет,

- явление,

- действие.

Задача - это заданная в определенных условиях цель деятельности (конкретизированная цель), которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующие компоненты:

- видение конечного результата (цель),

- условия деятельности (не всякие средства являются приемлемыми),

- первоначальные данные и представление о сведениях, которые предстоит получить.

В общей психологии и других дисциплинах имеется множество разных классификаций видов деятельности. Каждая такая классификация решает тот или иной круг задач, использует те или иные основания. Самая общая классификация видов деятельности следующая:

- игра,

- учение,

- труд.

Эта классификация самоочевидна, потому что в ней отражены основные виды деятельности, которыми занимается каждый человек. Огромное количество времени уходит как на игру, так на учение и труд.

Интересно то, что игра это вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. В процессе игры играющий человек ставит перед собой огромное количество целей и задач, однако сама игра как длительный процесс не имеет под собой какой-либо видимой цели. Она скорее имеет внешний характер развлечения и активного отдыха. Игры бывают разными:

- индивидуальные и групповые,

- предметные и сюжетные,

- ролевые и игры с правилами.

В индивидуальной игре занят лишь один человек. В групповых - несколько индивидов (или даже несколько групп индивидов). Предметная игра происходит с наличием предметов (например куклами или конструктором). Сюжетная разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают смешанные виды игры.

Основной признак игры - необычность действий ее участников. Если в реальной, обычной жизни можно брать мяч в руки, то при игре в футбол это категорически запрещено. Если обычно никто никого не убивает, то во многих играх это разрешается и даже приветствуется. Если ребенку запрещено водить обычный автомобиль, то в игре он это может делать сколько угодно.

Игра это своего рода протокол человеческого взаимодействия, в котором можно действовать, не заботясь о последствиях для реальной жизни, реальных отношений. По общей договоренности игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей.

По своему исконному смыслу, который внесла природа, игра имеет развивающее значение. Не только дети, но и многие детеныши тоже играют. Котята, например, играют долго и охотно. Как и у людей, многие коты и кошки сохраняют любовь к игре на всю жизнь. Их игра связана с необходимостью учиться охоте - довольно сложному делу.

Чем старше становится человек, тем более сознательный характер приобретает его игра как деятельность. Часто взрослые и солидные люди не стесняются играть и наоборот уделяют ей огромное значение. В организациях проводятся деловые игры. В армии - штабные игры. На психологических тренингах - ролевые игры.

Другой, в общем-то более сознательный вид деятельности, это учение. У учения более четкая и понятная цель - приобретение необходимых для успешной жизни знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным процессом и осуществляться в специальных образовательных организациях. Оно может быть и не организованным, происходить эпизодически, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Хотя учение и является "правопреемником" игры, но в нем все по-настоящему (обычно). Настоящие буквы на доске, настоящие знания в учебнике, настоящие задачи, настоящие оценки. В организованном обучении сконцентрирован многовековой опыт человека. Задача обучающегося - не развлечься, а перенять этот опыт, попутно развив свои интеллектуальные качества.

Еще более сознательный вид деятельности это труд. Благодаря труду подавляющее большинство взрослых людей находят себе средства для существования. Благодаря труду, как известно, человек из обезьяны стал тем, кто он есть. Благодаря труду построено современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры.

Труд - сложная, многоуровневая деятельность. Труд можно рассматривать и на индивидуальном уровне (труд одного человека), и на групповом (труд в организации), и даже на глобальном. Все люди связаны межу собой разделением труда. И не будет большим преувеличением сказать, что труд одного человека на планете влияет на труд любого другого человека, пусть и в очень мизерной степени. Труд включает в себя создание, использование и совершенствование орудий труда. От использования тех или иных орудий зависит судьба труда.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Деятельность

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru