Общая характеристика способностей человека

   Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.

Объясняют феномен способности обычно на основании одного из трёх представлений:

1) способности сводятся к всевозможным психическим процессам и состояниям, вытекают из их характерных особенностей у данного человека,

2) способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности,

3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

По последнему пункту надо сделать небольшое пояснение. Действительно, часто можно наблюдать, как два специалиста с одинаковым уровнем подготовки, при прочих равных (похожих) обстоятельствах добиваются разных успехов. Конечно, большое значение в жизни имеет случай. Однако для того, чтобы реализовывать свои ЗУНы на практике, тоже существуют условия: человек должен обладать активной жизненной позицией, быть волевым, целеустремлённым, рациональным и т.д.

Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия "способность":

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность),

- индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей,

- способности могут существовать без ЗУНов.

Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: "За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить!".

Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей. Не менее распространена обратная ошибка: развитые ЗУНы воспринимаются как развитые способности (хотя молодой человек может быть просто "натаскан" своими родителями и предыдущими педагогами).

Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются.

Как считал Б. М. Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности:

- наука,

- музыка,

- техническое творчество,

- художественное творчество,

- литература,

- математика,

- спорт.

Тезис о необходимости развития способностей может иметь и биологический подтекст. Как показывают исследования, гены людей и животных могут находиться в активированном или не активированном состоянии. Условия среды обитания, образ жизни влияет на то, будут ли активизированы гены или не будут. Это ещё один механизм адаптации, придуманный природой для живых существ.

Классификация способностей

   Успешность выполнения деятельности обычно зависит не от какой-либо одной, но от сочетания различных способностей. Что характерно, разные сочетания способностей могут дать близкий результат. В случае отсутствия необходимых задатков их дефицит может быть восполнен за счёт более высокого развития других задатков и способностей.

Б. М. Теплов утверждал, что "Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека".

Близость способностей друг к другу, способность их взаимозаменяться, позволяет классифицировать способности. Однако неоднородность проблемы способностей привела к тому, что классификации значительно отличаются друг от друга.

Первое основание классификации

   Одно из оснований классификации - степень естественности способностей:

- природные (естественные) способности (то есть биологически обусловленные),

- специфические человеческие способности (имеющие общественно-историческое происхождение.

Естественными элементарными способностями являются:

- восприятие,

- память,

- основы коммуникации.

Задатки человека и задатки животного - не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. Формирование способности происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.д.

Специфически человеческие способности:

- общие,

- специальные способности,

- высшие интеллектуальные способности.

Общие способности свойственны большинству людей и определяют успех человека в различных видах деятельности:

- мыслительные способности,

- тонкость и точность ручных движений,

- память,

- речь и др.

Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:

- музыкальные способности,

- математические способности,

- лингвистические способности,

- технические способности,

- литературные способности,

- художественно-творческие способности,

- спортивные способности и др.

Интеллектуальные способности могут подразделяться на:

- теоретические способности,

- практические способности,

- учебные способности,

- творческие способности,

- предметные способности,

- межличностные способности.

Классификация способностей

Данные виды способностей тесно связаны друг с другом, переплетаются. Наличие у человека, скажем, общих способностей не исключает развития специальных способностей, как и наоборот. Общие, специальные и высшие интеллектуальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, друг друга дополняют и обогащают. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определённым видам деятельности.

Практическая ориентированность

   Другим основанием классификации способностей является степень их практической ориентированности:

- теоретические способности,

- практические способности.

Теоретические способности обеспечивают качество и эффективность абстрактно-теоретических размышлений, практические - конкретные предметные действия. Развитие того или иного вида способностей здесь тесно связано со склонностями человека: что он любит, теоретизировать или действовать. Поэтому часто можно наблюдать, что у одних людей хорошо развиты только теоретические способности (разные), у других - только практические.

Учебные - творческие

   Другое основание деления способностей - по характеру работы с информацией:

- учебные способности,

- творческие способности.

Учебные способности - это академические способности, то есть то, насколько человек качественно и эффективно усваивает учебный материал. Творческие способности - способности что-то сотворить, свершить, придумать, реализовать. Творческие способности это не только способности в области "изящных искусств", но изобретательство, рационализаторство и т.п.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Способности

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru