Исследование мышления

   Мышление это психический процесс. Поэтому, когда исследователи изучают мышление, они волей-неволей вынуждены изучать временные аспекты работы этого психического процесса. Их интересует не столько сам результат мыслительного процесса, столько то, как этот результат был получен. Исследование мышления тесно связано с исследованием интеллекта, однако последний рассматривается, разумеется, не как психический процесс, а как общая способность человека. И в этой способности отражаются и свойства мышления, и опыт решения человеком сходных интеллектуальных задач.

В любом случае исследование интеллекта строится на том, как и какой субъект способен породить результат. В исследованиях мышления исследуются в основном мыслительные операции - короткие во времени промежутки выполнения достаточно простых операций. В исследованиях мышления часто изучаются динамические аспекты: как, например, изменяется работоспособность в процессе решения задач (повышается или понижается).

При анализе результатов исследований интеллекта ученые абстрагируются от психофизиологических обстоятельств (от того, например, насколько испытуемый был возбужден в момент исследования). Более того, сама концепция интеллекта предусматривает, что эта способность не может зависеть от психофизиологического состояния, и тесты на интеллект строятся таким образом, чтобы результат испытуемых был одинаков при любом состоянии.

Разумеется, и исследования мышления, и исследования интеллекта могут преследовать цель не только выявления индивидуальных особенностей людей, но и общих закономерностей - функционирования и развития мышления или интеллекта.

И. М. Лущихина выделяет следующие методы исследования мышления:

1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций во время мыслительных операций.

2) Метод беседы (качественный анализ того, как производились те или иные мыслительные операции).

3) Анкетирование (такой же качественный анализ).

4) Лабораторный эксперимент (имеет свои недостатки, например во многих экспериментах необходимо создавать помехи, чтобы мыслительные операции производились в условиях, близких к реальным).

5) Тестирование (большой комплекс разных подходов, в основе которого лежит одно общее: показатели мышления сравниваются с нормой для выборки).

6) Самонаблюдение (исторически в психологии самый первый метод, качественный самоанализ).

7) Моделирование мыслительных процессов (в последнее время в основном с помощью компьютера; конкретное моделирование очень сложно - обычно математическое, абстрактное моделирование).

8) Психофизиологические методы (показатели сложности, степени заинтересованности, вживание электродов и т.д.).

Предмет исследований может быть довольно разным. По видам мышления:

- исследование наглядного (наглядно-действенного и наглядно-образного) мышления,

- исследование абстрактного (иногда называемого абстрактно-логического) мышления.

По характеристикам процесса:

- исследование беглости мышления,

- исследование гибкости мышления,

- исследование целенаправленности мышления.

Исследование мышления часто проводится в патопсихологической практике, когда, например, необходимо выявить наличие и характер органических поражений головного мозга. В данном случае обычно в батарею тестов включается:

- тесты на классификацию (надо отнести понятия к тому или иному классу),

- тесты на исключение лишнего (выявление понятий, не относящихся к данному классу),

- силлогизмы (исследование способности к логическим построениям),

- аналогии,

- тесты на обобщение,

- ассоциативный эксперимент,

- проблема Эверье (на целенаправленность мышления),

- методика пиктограмм.

 


См. также

Мышление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru