Индивидуальные особенности представления

   Качество представлений у разных людей может различаться весьма сильно. При этом нет людей с "просто хорошим" или "просто плохим" представлением. Индивидуальные различия проявляются в отдельных модальностях:

- зрительной,

- слуховой,

- тактильно-кинестетической.

Таким образом, есть люди с хорошо/плохо развитым зрительным представлением, хорошо/плохо развитым слуховым представлением, хорошо/плохо развитым тактильно-кинестетическим представлением.

Данные индивидуальные различия имеют два основные фактора:

- врожденные задатки,

- приобретенные способности.

Как правило, люди с хорошо развитым тем или иным анализатором (зрительным, слуховым или тактильно-кинестетическим) имеют соответственно качественно развитый психический процесс представления. Биологическая развитость анализатора имеет в основном врожденные корни.

Представление довольно неплохо тренируется. Так люди, профессионально занимающиеся дизайном или 3d-моделированием, постепенно тренируют у себя зрительное представление. Актеры или звукорежиссеры - слуховое представление. Спортсмены или рабочие - тактильно-кинестетическое представление.

Трудно переоценить ту роль, которую играют в жизни человека хорошо или плохо развитые представления, тех или иных модальностей. Гениальные или просто талантливые в чем-то люди почти всегда обладают весьма качественным процессом представления.

Помимо способностей представления влияют на жизненный стиль человека. Человек с хорошо развитым зрительным представлением предпочитает в своем сознании в большей степени оперировать зрительными образами. Собираясь в магазин, например, он представляет зрительно те продукты, которые предстоит купить. Человек с хорошо развитым слуховым представлением в своем сознании в большей степени опирается на звук, в том числе и на слова. Собираясь в магазин, он запоминает названия продуктов, которые предстоит купить. Человек с хорошо развитым тактильно-кинестетическим представлением в большей степени опирается в своем сознании на образы собственных движений, представление ощущений. Собираясь в магазин, он представляет собственные движения (как он ходит, как берет продукты и кладет в свою корзину, что ощущает).

Разумеется, есть люди, у которых одинаково хорошо развито представление двух или даже трех модальностей. Такие люди, собираясь в магазин, например, представляют и зрительные образы продуктов, и заучивают их названия. Такие люди, кроме того, обычно обладают еще и превосходной памятью. Также есть люди, у которых одинаково плохо развиты представления всех модальностей. Они не привыкли доверять своей памяти, всё более-менее важное они записывают, фотографируют.

В практической психологии распространено деление людей на четыре типа:

- люди с преобладанием зрительных,

- слуховых,

- тактильно-кинестетических представлений,

- люди с представлениями смешанного типа.

Это несколько упрощенное представление, потому что не отражены, например, случаи, когда одинаково хорошо развиты слуховые и тактильно-кинестетические представления, а зрительные при этом развиты значительно хуже. Однако такая упрощенная классификация бывает удобна в практических целях, для понимания поведения других людей, проектирования некоторых социальных проектов.

Например, человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным. Другой человек, у которого преобладают представления слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Третий человек, с преобладанием представлений тактильно-кинестетического типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Как правило, с возрастом индивидуальные различия людей в области представления увеличиваются. В основном это связано с тем, что на качество и характер представления большое влияние оказывает деятельность. В школьные годы дети учатся по стандартной образовательной программе, выполняя при этом один и тот же набор действий. Некоторые дети посещают музыкальные или художественные школы, кружки или секции. Но основная их деятельность - типовая. Эта деятельность сглаживает индивидуальные различия в представлении.

Тем не менее, постепенно ребенок начинает проявлять свои таланты. Кто-то занимается техническим творчеством, кто-то рисует, кто-то сочиняет стихи или песни, кто-то занимается спортом и т.д. Так или иначе способность к представлению влияет на выбор осваиваемой профессии. В последующем процессе профессиональной деятельности индивидуальные различия усугубляются.

Развитие способности к представлению в той или иной модальности - это, безусловно, адаптивный механизм, заложенный в нашу психику природой. Выполняя ту или иную деятельность, мозг адаптируется к ней, постепенно повышая качество и эффективность работы. Начинающему художнику может потребоваться, допустим, пятьдесят взглядов для того, чтобы в деталях запомнить внешность другого человека. Ему же, но уже более опытному, для этого может потребоваться только пять взглядов.

Нет поэтому большого смысла в том, чтобы подстраивать свой образ жизни, деятельность под индивидуальные различия в представлении (таким образом ставя "телегу впереди лошади"). В практической психологии и педагогике иногда можно услышать новаторские предложения по тому, как улучшить обучение детей: их надо делить на группы (дети-визуалы, дети-аудиалы, дети-кинестетики), а потом учить, опираясь на "сильную модальность". На уроках физики, например, визуалам показывать больше плакатов или наглядных опытов; аудиалам - много рассказывать или даже давать запоминать законы Ньютона в стихах; кинестетики не должны сидеть на месте, они могут своими телами изображать столкновение шариков или течение воды по трубам.

Нелепость таких идей очевидна. Если ребенок обладает прекрасно развитым слуховым представлением и памятью, если он может с первого прочтения запомнить "Евгения Онегина", то он сможет и с первого раза запомнить все законы физики. И для этого совсем не обязательно представлять их талантливому аудиалу в стихотворной форме. Ребенок запомнит всё слово в слово, запомнит интонации учителя, когда он декламировал законы Ньютона, но только сами эти законы он нисколько не поймет.

Значительно лучшая идея здесь - представлять материал в более удобной и понятной форме. Действительно, многие учителя слишком злоупотребляют словесными рассуждениями. Где-то, безусловно, лучше один раз показать, чем сто - рассказать.

Люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Любой человек должен уметь правильно пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.

В отношении представлений имеется интересный парадокс. С одной стороны, в психической жизни ребенка-дошкольника представления играют исключительно важную роль. Большинство проводимых исследований показало, что дошкольник, как правило, мыслит наглядно, образами. В играх и других видах деятельности ребенок постоянно опирается на представления, учится обращаться с ними. С другой стороны, у ребенка представления значительно менее яркие, чем у взрослого. Возможно, ребенок относится к своим представлениям более эмоционально, чем взрослый, но речь здесь ведется не об этом, а о качестве представления, яркости, детальности и проработанности представляемых образов. Данный парадокс говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений.

Показано экспериментально, что яркость и точность представлений возрастают довольно скоро под влиянием упражнений. В одном эксперименте требовалось сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд. Начинающим испытуемым эта задача оказалась почти невыполнимой, так как к моменту появления второго звука образ первого уже исчезал или становился настолько тусклым и неясным, что не допускало точного сравнения. Затем, однако, постепенно, в результате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывалась вполне выполнимой.

В экспериментах подобного рода не было выявлено, что развитие представления одной модальности может сколько-нибудь оказывать влияния на развитие представления в другой модальности.

Было замечено, что большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе непосредственного звукового контакта с другими носителями языка. Иностранный же язык, в типичном случае, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. Они как бы "застревают" в этой модальности, что значительно усложняет восприятие и изучение чужого языка. Поскольку родной язык мы начинаем изучать сначала аудиально, то и для иностранного было бы хорошей идеей сначала ограничиться звуковым контактом, избегая зрительного материала. Потом, когда звуковая основа языка освоена, можно переходить к учебе по учебникам и пособиям.

Как и другие так называемые познавательные психические процессы, представление может быть непроизвольным и произвольным. В подавляющем большинстве жизненных ситуаций представление происходит непроизвольно. Мы собираемся пойти помыть руки - сам собой возникает перед внутренним взором образ раковины и мыла, также мы можем представить как звучит журчание воды или ощущение теплой воды на руках. По телефону звонит разгневанный шеф - автоматически представляем как он сейчас дрожит от гнева или раздраженно машет свободной рукой.

Тем не менее некоторые ситуации требуют произвольного представления. Такое бывает, например, в тех случаях, когда мы напряженно пытаемся вспомнить то, как выглядит некоторый человек, какой у него голос. В исследованиях было показано, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. У многих людей произвольное представление происходит, но, однако, представляемые образы крайне бедны и не функциональны. Можно представить, например, образ какого-то знакомого, но если спросят, высокий ли у него лоб или низкий, широко поставлены глаза или близко, - на эти вопросы уже ответить не получается.

Способность оперировать произвольными представлениями развивается, и довольно успешно. Важное условие для такого развития - предметная, активная деятельность. Можно смотреть телевизор по десять часов в день, а можно тратить лишь по пять минут на простой рисунок чего-то. В первом случае произвольное представление развиваться не будет, а, возможно, даже наступит некоторая деградация его, потому что человек смотрит только то, что ему показывают, и даже головой не вертит. Развитие, пусть и не самое значительное, будет во втором случае.

Содержательное развитие произвольное представления происходит в трех направлениях:

- развитие объема,

- развитие глубины, детальности и обобщенности представления,

- накапливание шаблонов.

Интересная особенность нашего представления - работа с шаблонами. Окружающий мир таит в себе много повторяющихся объектов: похожие люди, похожие дома, похожие деревья... Каждое новое представление - это не просто фотографический отпечаток, а некоторое повторение предыдущих представления. Представление это своего рода конструктор из уже виденного.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Представление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru