Физиологические основы эмоций

   Психологическая наука в течение длительного времени не могла решить вопрос с природой эмоций.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. И. Ф. Гербарт считал, например, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Например, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Другой известный психолог девятнадцатого века В. Вундт придерживался сходной позиции. По его мнению, эмоции - прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Как видно, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Психические процессы вызывают определенные органические изменения.

Однако в 1872 г. великий естествоиспытатель Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций. Было показано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных (а на самом деле и то, и другое рассматривается как часть биологического). Дарвин показал, что в манерах поведения животного и человека много общего.

Наблюдая за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (мимика, иные движения) есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Например, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Мимика удивления, включающая в себя приоткрытый рот, полезна и сейчас: тем самым выравнивается давление в среднем ухе по сравнению с окружающим воздухом, что способствует лучшему восприятию звуковой информации.

Если раньше господствовала теория, согласно которой эмоции - следствие интеллектуальных переживаний, то в конце девятнадцатого века "маятник качнулся в другую сторону". В 1884 г. появляется статья У. Джемса "Что такое эмоция?". Джемс (и независимо от него Г. Ланге) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания.

Широко известна фраза Джемса, что "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". То есть теперь именно органические изменения стали рассматриваться первопричиной эмоций (так называемая теория Джемса-Ланге). Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, телесное порождает эмоциональное переживание соответствующей модальности. Периферические органические изменения, которые ранее рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.

Появление теории Джемса-Ланге привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Ранее считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. По новой теории, надо было в первую очередь снять органические проявления горя или гнева (например перестать ходить из угла в угол).

Несколько иную точку зрения высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, как оказалось, представляют собой довольно малочувствительные и малодинамичные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, в то время как эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Кэннон даже провел эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Подытоживая свои изыскания, Кэннон сформулировал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же мозговом центре - таламусе.

Позднее П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.

В опытах на животных X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

В целом представления о роли органического в формировании эмоций Джемса, Ланге, Кэннона, Барда стали называть психорганической теорией эмоций. В дальнейшем эта теория развивалась и развивается в основном с помощью электрофизиологических исследований мозга.

Так возникла еще одна, активационная теория Линдсея-Хебба, согласно которой эмоциональное состояние определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма и отдельных участков головного мозга. А эмоциональные проявления есть не что иное, как изменение уровня и структуры активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость. А эмоция - в отличие от эмоционального состояния - это нарушение или восстановление равновесия в структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Были подходы к исследованию эмоций несколько с иной стороны. Эмоции можно рассматривать не как результат каких-то изменений, а как причину тех или иных изменений в организме, поведении. Эмоции регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. В проводимых им исследованиях было установлено, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графически выражается в виде кривой нормального распределения.

Это был несколько неожиданный и вместе с тем очень важный результат. Оказалось, что для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении. Вместе с тем было обнаружено, что для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

Этот оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, например от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных особенностей человека (например силы нервной системы), который ее выполняет, и от многого другого.

Эмоции рассматриваются и через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. Л. Фестингер в своей теории когнитивного диссонанса показал, что есть такое эмоциональное состояние диссонанс, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Возникающее позитивное эмоциональное состояние называется консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Когнитивный диссонанс как негативное эмоциональное состояние вызывает общий дискомфорт, человек стремится избавиться от этого дискомфорта. Для этого у него есть два пути: или изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями.

Слишком часто в современной психологии теория когнитивного диссонанса используется в качестве универсальной концепции для объяснения поступков человека и его действий в самых различных ситуациях. В детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания. Часто забывают про то, что когнитивный диссонанс - это всего лишь одна из множества других эмоций, у нее есть собственные механизмы развития, и эти механизмы не надо распространять на все эмоции.

Все без исключения психические процессы так или иначе причастны к возникновению и развитию эмоций. С. Шехтера показал роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах (когнитивно-физиологическая теория). Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.

Во множестве опытов было показана роль словесных инструкций на способ восприятия ситуации и - как следствие - на формирование эмоций. Помимо словесных инструкций во время эксперимента большое значение имеет дополнительная информация, получаемая испытуемым. Во многих случаях экспериментаторам удавалось просто обмануть испытуемых. Тем давались таблетки, и сообщалось, что эти таблетки вызовут состояние эйфории. Состояние легкой эйфории на самом деле наступало, но таблетки были на самом деле пустышками (плацебо).

Отечественный психофизиолог П. В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку же этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. По этой теории, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты. Симонов предложил формулу:

Э = П x (Ин - Ис),

где:

Э - сила эмоции,

П - величина актуальной потребности,

Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности,

Ис - существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Если П=0 (нет потребности), то и эмоции нет. Если потребность высокая, информации нужно много, но ее не хватает, то развивается сильная отрицательная эмоция. Если информации достаточно, и даже в избытке, то развивается положительная эмоция.

В регуляции эмоциональных состояний играет значение не только "подкорка" (старые в филогенетическом аспекте системы), но и кора больших полушарий. И.П. Павлов показал, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. д.

У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Смеясь, однако, эти больные чувствуют себя печальными, а, плача, могут испытывать веселье.

Павлов показал большое значение в формировании и развитии эмоций второй сигнальной системы. Практически любая эмоция может быть вызвана не только насущными событиями, но и воспоминаниями, рассказом. Самое лучше подтверждение этому - огромная популярность художественной литературы, в процессе чтения которой читатель не только (а где-то и не столько) узнает что-то новое, сколько сопереживает вымышленным персонажам. И что весьма характерно - страсть к художественным текстам возникает уже в первые годы жизни человека.

В настоящее время практически все исследователи эмоций сходятся на том, что эмоции имеют двойственную природу. Отчасти любая эмоция имеет спонтанный (идущий изнутри, из сознания человека, его ценностей) характер. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями человека, роднящими его с животным миром.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Эмоция

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru