Деятельность как предмет психологии

   В отечественной научной психологии уже несколько десятилетий деятельность рассматривается многими учеными как основной предмет психологии. Тщательно изучаются и все виды и аспекты деятельности, в том числе учебная и профессиональная деятельность. Деятельность является ключом для понимания многих психических явлений.

Рассматривая те или иные аспекты деятельности, в большинстве случае нельзя обойти стороной вопрос: откуда берется цель этой деятельности. Таким образом рассмотрение вопросов мотивации при анализе деятельности становится чуть ли не обязательным. Поэтому анализ деятельности не сводится лишь к анализу конкретных операций, совершаемых человеком, он включает в себя рассмотрение и личностных аспектов.

Источник деятельности лежит в потребностях и мотивах человека. Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность описывается как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Существуют разные классификации потребностей. В отечественной классической психологии традиционно потребности делятся на два вида:

- биологические (органические - потребность в пище, воде, кислороде и др.),

- социальные (потребность в контактах с себе подобными, потребность во внешних впечатлениях, познавательная потребность).

Познавательные (когнитивные) потребности можно выделить и в отдельный вид потребностей, потому что социальные потребности - это то, что более-менее непосредственно связано с социумом. Природа наградила нас мощным интеллектом, и ему постоянно требуется пища в виде знаний. Поэтому познавательные потребности связаны с социальными не больше, чем с биологическими.

Выделяют еще иногда временные потребности, квазипотребности. Временная потребность обычно тесно связана с текущей деятельностью. Предположим, человек забивает гвозди. Когда ему осталось забить всего три гвоздя, оказалось, что гвозди закончились. В этом случае человек будет испытывать потребность в гвоздях, сравнимую с потребностью в еде или общении, если не больше. Квазипотребности рассматриваются в патопсихологии. Например, если человек (особенно нездоровый или находящийся в состоянии переутомления, стресса) проходит мимо вешалки с висящей на ней курткой, то у него может возникнуть весьма сильная потребность взять и надеть эту куртку. В данном случае квазипотребность можно связать с привычками человека: просто он привык, подходя к вешалке, брать свою куртку и надевать ее.

Биологические и социальные потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте, а сохраняются до самой смерти.

Не всякая потребность сразу выливается в деятельность. Некоторые виды потребностей могут находиться у человека в неудовлетворенном состоянии очень долго, скажем недели (например потребность еде). Неудовлетворение потребности может быть как добровольным, так и принудительным. Что заставляет человека запустить процесс удовлетворения потребности? Очевидно, что между потребностью и деятельностью имеется еще какой-то очень важный элемент.

Для перехода потребности в деятельность имеется ряд важных аспектов. Один из них, очевидно, - это соотнесение потребности с морально-этическими ценностями, собственными принципами. Очевидно, далеко не всякую потребность можно удовлетворить в любой момент. Если голодный человек видит в магазине ароматную булочку, он не набрасывается обычно на нее и не съедает до того, как оплатил. Также если человек испытывает сексуальное напряжение, то он не будет приставать к первому встречному прохожему.

Другое обстоятельство состоит в том, что не всякая потребность сразу и точно распознается сознанием. Если потребность организма хорошо знакома сознанию (например в еде или алкоголе), то у человека начинает формироваться довольно адекватная установка на реализацию этой потребности (например человек планирует, где бы ему перекусить). Однако некоторые потребности, биологические и социальные, могут быть не сразу распознаны, идентифицированы, а также они могут наложиться друг на друга и создать впечатление новой оригинальной потребности (например потребность поесть в ресторане).

Когда предмет потребности не очень ясен, поведение и состояние человека в этот момент можно охарактеризовать как беспокойное, ищущее. Но рано или поздно поисковая деятельность заканчивается. Потребность встречается со своим предметом, происходит процесс "узнавания" потребностью своего предмета. Этот процесс называется опредмечиванием потребности.

Не все и не всегда потребности опредмечиваются точно. Курящие люди, например, часто находятся в замешательстве: хочется им кушать или курить. В основном это связано с тем, что удовольствие от курения в головном мозге находит свое отражение в тех же участках, что и удовольствие от еды.

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив поэтому в общей психологии и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность конкретизируется и становится понятной субъекту.

После опредмечивания потребности и появления мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива поведение получает направление, смысл. Мотив это то, ради чего совершается действие, одно или много. В большинстве случаев достижение цели требует совершения ряда отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью. По другому ее называют еще особенной деятельностью, особенным видом деятельности.

Следующая сложность состоит в том, что не только один мотив может породить длинную цепь действий, но и одно действие может быть порождено несколькими мотивами. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Так называемая полимотивированность человеческих действий — типичное явление. Если, например, человек проснулся и встал пораньше, это может быть связано и с желанием первым занять ванную комнату, и посмотреть утренние новости, и успеть на работу пораньше.

Однако, как было показано в экспериментах, все же в деятельности всегда имеется один ведущий мотив, другие же имеют второстепенное значение. Обычно эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько "запускают", сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. При внешней похожести двух ситуаций, при полной схожести мотивов деятельности двух людей (или одного человека, но в разные периоды) внутри себя человек может ощущать разные смыслы, быть в разных психических состояниях. Если ведущий мотив сильный, деятельность устойчива во времени, слабый - деятельность быстро разваливается.

Если мотив уже полностью сформирован, это еще не начало деятельности. Мотив должен оформиться в цель. Целеполагание - синтетический процесс. Это значит, что в нем синтезируется решение, которое обещает дать результат: качественный, эффективный, не противоречащий ценностям и принципам личности. И именно после того, как у человека возникает ощущение законченности цели, он приступает к ее выполнению.

Потребности людей (сюда не включаем временные) это в общем-то довольно стандартный набор. Личностные особенности ярко проявляют себя в двух обстоятельствах:

- особенности опредмечивания потребности,

- особенности целеполагания.

Одни люди, например, способны опредметить свою потребность в общении на первом встречном, другим для общения нужна особая атмосфера. Другие склонны ошибаться с опредмечиванием потребности: например, они считают, что им надо выпить спиртного, хотя на самом деле у них потребность успокоиться. Целеполагают люди тоже весьма по-разному. Одни умело синтезируют цели, в которых сочетается целый ряд мотивов. Другим это не удается, они поэтому не склонны к сильным и решительным действиям. В целеполагании одни люди настроены на достижение успехов, другие - на избегание неудач. Одни люди склонны конструировать сложные планы, и в этих планах, что самое интересное, они учитывают возникновение в будущем потребностей, которых нет в настоящее время (например, что захочется в туалет). Другие люди вообще не строят далеко идущих целей, их заботит лишь настоящий момент.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Деятельность

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru