Материальное и идеальное

   Физиологические механизмы психических явлений отнюдь не тождественны содержанию психической деятельности, которая представляет отражение действительности в виде субъективных образов.

Отражение объектов материального мира, их свойств и отношений в мозгу не сопровождается перемещением этих объектов в мозг или образованием их физических отпечатков (как это происходит, например, при фото- или видеосъемке).

Если человек сталкивается с чем-то твердым, то мозг человека от этого не деформируется (кроме, разумеется, особенных случаев). Если человек сталкивается с чем-то холодным, то мозг не холодеет. Если человек смотрит на что-то красное, мозг не краснеет. И так далее.

Чувственный образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Этот образ не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное это материальное, претерпевшее в человеческой голове цепочку значительных преобразований.

Обратный путь, из идеального в материальное, тоже "тернист": духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: лишь некоторые вегетативные последствия той или иной мысли.

И реальное, и идеальное это реальности. Материя - объективная реальность, сознание - субъективная реальность. В этой субъективной реальности существуют свои законы, свои причинно-следственные связи, свои образы (иногда фантастические). Ночью человеку раз за разом может сниться один и тот же фантастический образ, который таким образом кочует из одного сна в другой. Сон, конечно, это бессознательное состояние. Но и наяву человек может раз за разом фантазировать, и в этих фантазиях могут быть герои, которые нигде больше не живут, как только в этих фантазиях. Наконец, нельзя не признать, что многие вымышленные персонажи оказали на нашу жизнь значительно больше влияния, чем большинство из реально живущих людей.

Сознание и все психическое принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует "ничьих" ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта : объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания : его можно познать через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

 


См. также

Общая психология

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru