Коммуникативный вирус

Коммуникативный вирус - Сообщения, передающиеся от человека к человеку, обладающие неблагоприятным воздействием на психическое состояние получателя и способностью передаваться по цепочке.

Не всякие сообщения способны стать психическими вирусами. И не во всякой среде психические вирусы распространяются. Для того чтобы стать психическим вирусом по отношению к конкретному человеку, должны совпасть три условия:

- у сообщения должна быть удачная формула, вызывающая интерес и обещающая удовольствие

- человек должен обладать определенными комплексами (обычно комплекс неполноценности)

- у человека должен быть недоброжелательный, обидчивый характер

На передачу между двумя конкретными людьми большое влияние оказывает их культурная близость, то есть близость жизненного опыта, уровня развития, ценности и т.д.

Типичный цикл жизни вируса в отдельном человеке:

1. Человек от другого человека принимает инфицированное сообщение.

2. Обработка сообщения, выделение в нем эмоционально приятных моментов.

3. Принятие суждения (или суждений), явно и косвенно заложенных в сообщении.

4. Дедукция (рассуждения от общего к частному), в результате которой сам человек становится причастным к суждениям сообщения, в результате чего человек начинает испытывать разного рода расстройства. Здесь может быть не дедукция, а просто цепочка рассуждений, которая приведет его к травмирующему выводу.

5. Эмоциональная сила расстройств многократно увеличивается за счет комплексов человека, обычно - неполноценности.

6. Человек ищет способы избавиться от неприятных ощущений объективными и субъективными способами

7. Объективные способы не помогают, потому что вирус "замешан" на нерешаемой проблеме; человек в силу своего положения или компетенции не в состоянии сам решить эту проблему.

8. Субъективные способы не помогают, потому что человек согласен с суждениями, которые принял, и сил разума не хватает, чтобы оспорить вредные суждения; в большинстве случаев человек эти суждения даже не рефлексирует.

9. Человек сравнивает себя с другими людьми, пытается понять как они справляются с подобными проблемами, переживаниями; он замечает, что некоторые люди не страдают такими страданиями и не переживают такими переживаниями.

10. У человека возникает чувство ненависти (в разных оттенках: обиды, раздражения, зависти и др.) к таким людям.

11. Возникновение агрессивных намерений; поиск легких способов "проучить".

12. Человек осознает (конечно, он мог осознать это и раньше), что именно то самое сообщение, которое получил в начале (инфицированное), вызвало в нем бурю неприятных ощущений (фрустрированность, подавленность или наоборот сильное возбуждение, взрыв эмоций или наоборот притупление эмоций); сознательно или не совсем он приходит к выводу, что такое сообщение очень хороший способ "отомстить".

13. Подготовка и оформление в уме инфицированного сообщения, на основе предыдущего, но более приспособленного к личности жертвы; ожидание подходящего случая; инфицирование.

14. Совершив акт "возмездия", человек получает "заслуженное" удовлетворение, что может смягчить его общее расстроенное состояние (хотя, следует отметить, к данному этапу его состояние уже может и не быть расстроенным). Получив удовольствие, в дальнейшем человек может чаще использовать преднамеренное заражение (фиксация). Субъективно этот акт "передачи" инфицированного сообщения может восприниматься как необходимое лечение, избавление от "грязных мыслей", "глупостей" и т.п.

15. Однако зараженный человек остается зараженным, пока актуальны в его сознании вредные суждения. Со временем эти суждения могут быть вытеснены из сознания, оспорены разумом, заменены другими, противоречащими суждениями. Все это время зараженный человек "опасен для окружающих". Пусть далеко не каждый случай передачи инфицированного сообщения (вируса) заканчивается заражением человека, но один человек за длительное время своей инфицированности может иметь контакты с десятками, сотнями (если не больше) других людей.

Эта схема включает целых пятнадцать пунктов, что делает ее внешне хрупкой и не очевидной. В самом деле, схема типовая. В реальности, например, мотивом заражения другого человека может быть не ненависть, а иные желания (показаться умным, сказать хоть что-то). Но нельзя сказать, что вообще могут быть такие цепи, в которых все участники испытывают желание показаться умным (или что-то в подобном роде). Но можно сказать, что цепочки людей, каждый из которых испытывает ненависть (хотя бы слабую, хотя бы сиюминутную) по отношению к следующему члену, вполне реальны. Если сравнить коммуникативные вирусы с биологическими, то аналогия просматривается в том, что во времена самых страшных эпидемий зараженным оказывается меньшинство населения.

Продолжительность жизненного цикла коммуникативного вируса может составлять от нескольких минут до нескольких лет. Яркость и сила переживаний также может варьироваться очень сильно. Уровень осознанности процесса в каждом этапе тоже может быть очень разным.

Ниже приведены конкретные примеры жизненного цикла коммуникативного вируса.

Примеры жизненного цикла коммуникативного вируса

Пример 1

1. Человек А. говорит человеку Б.: "Я недавно разговаривал с В. Он сказал, что тоже работал в твоей организации. Говорит, что там у вас такой гадюшник!"

2. Б. заинтересовался сравнением своей организации с гадюшником. Ему улыбается перспектива сравнивать у себя в голове своих коллег с "гадами ползучими", наблюдать как "эти гады друг друга пожирают".

3. Он соглашается с этим суждением (что организация это гадюшник), именно по спекулятивной причине: ему хочется об этом побольше подумать.

4. Б. перечисляет в уме работников организации и по поводу каждого делает вывод: "этот гад" и "этот гад..." Получает обобщение: "Все в этой организации гады". Потом рано или поздно до него доходит: "И я, получается, гад?"

5. Происходит борьба смыслов, ищутся самооправдания. Но над всем довлеет комплекс неполноценности, которым страдает Б. Борьба смыслов заканчивается тем, что у человека происходит очередное сильное обострение чувства неполноценности.

6. Человек ищет способы избавиться от неприятных ощущений.

7. Объективный способ - уволиться из плохой организации - не годится (в организации более-менее хорошо платят, некуда податься...).

8. Человек пробует поднять себе самооценку, уговаривая себя, что он еще добьется успеха, что он умный или что он обладает другими хорошими качествами. Здесь помогло бы избавление от сильного суждения: "Все в организации гады", но Б. и не думает его оспаривать.

9. Какое-то время человек еще страдает, потом начинает присматриваться к своим коллегам: знают ли они, что работают в "гадюшнике", а если знают, то как относятся? Б. замечает, что большинство коллег его страдания не разделяют. Другие люди, что работают в иных организациях, вроде бы, вообще счастливы.

10. К ряду людей (коллег и не только) формируется чувство ненависти. Кто-то просто раздражает, кто-то вызывает чувство зависти, кто-то - обиды.

11. У Б. возникает стойкое желание "проучить" других за свои страдания. Но проучить надо не так, чтобы выгнали с работы или чтобы пострадала деловая репутация. "Проучить" надо тихо и незаметно.

12. Б. прекрасно помнит, что его терзания начались в тот момент, когда А. сказал ему про "гадюшник". Б. думает, что "правда", открывшаяся ему, его и травмировала. Он решает, что эта "правда" очень удобна для мелкой мести.

13. Б. выбирает себе первую жертву. Ждет подходящего случая и как-то в курилке говорит В.: "Я говорил с одним бывшим работником, он так рад, что выбрался из этого гадюшника..."

14. Б. не знает, подействовало ли на В. это соображение так же, как и на него. Но ему становится легче на время, возникает ощущение, что он передал "правду", избавившись от нее.

15. Проходит время. Периодически Б. вспоминает про "гадюшник", в зависимости от настроения, хорошего или плохого, он распространяет этот вирус и дальше. Проходит еще какое-то время, он увольняется и больше неопасен.

Пример 2

1. Человек X говорит человеку Y: "У нас в правительстве одни воры работают. Скоро все в стране разворуют".

2. У Y строптивая жена, которая постоянно "пилит" мужа, говоря, что он мало зарабатывает. У Y возникает полезная идея: как-нибудь в разговоре с женой вставить про правительство, про то, что в "этой стране только воры хорошо живут". И это будет хоть каким-то оправданием. Может быть, его после этого будут "пилить" реже.

3. Y старается не забыть про правительство. Раньше он не задумывался над тем, все ли в правительстве воры или не все. Теперь в свободные минуты он пробует решить эту задачку. Он согласен с тем, что в правительстве есть воры. При этом он не может выдвинуть хоть какое-то соображение против того, что воры - все. "Каша в голове" делает свое дело, и он соглашается с тем, что воры - все.

4. Цепочка рассуждений приводит к убеждению, что "скоро жить простому человеку станет совсем невозможно". Y вспоминает, что он и есть один из этих "простых людей". Делает вывод, что ему-то как раз и станет скоро жить совсем невозможно.

5. У Y возникают смутные фантазии по поводу того, что можно сделать в такой ситуации. Одна из фантазий - эмигрировать заграницу. Но вспоминает, что языков не знает, что в школе плохо учился. Возникает чувство досады на себя, которое приводит к обострению комплекса неполноценности.

6. Человек ищет способы избавиться от тяжелых своих представлений.

7. Объективно он сделать ничего не может. Y - "маленький человек" и "расправиться с ворами" ему никто не даст.

8. Y пробует себе внушать, что он еще может как-то выкрутиться, может стать предпринимателем. Но здесь ему становится еще хуже, потому что он понимает, что предпринимателя из него не получится.

9. Рано или поздно Y начинает замечать, что люди вокруг него как-то не очень обеспокоены проблемой "воров в правительстве".

10. Y начинает думать, что все вокруг - тупые, что их надо "вразумить".

11. Как быстрее "вразумить" людей? Y понимает, что для этого надо сделать им больно, чтобы они страдали как и он.

12. Y вспоминает, что именно X "открыл глаза" с помощью фразы "У нас в правительстве..." "Логично", что если это подействовало на него, Y, значит это подействует и на Z.

13. Y приглашает Z к себе домой, где после нескольких порций алкоголя разговор как бы сам заходит про политику. Y говорит Z (и заодно жене): "Скоро всё воры в стране разворуют. А их много... Правительство - сплошь из них состоит... А о нас, простых людях, никто не думает".

14. У Y немного легче становится на душе. Он думает, что исполнил свой гражданский долг. На самом же деле он просто поделился своей "болью" с "другом".

15. Этой своей "болью" он поделится еще со многими людьми. Возможно, даже вступит в какую-нибудь политическую партию. Возможно, войдя в контакт с "единомышленниками", будет периодически получать свежие порции коммуникативных вирусов.

Особенности эффективного коммуникативного вируса:

- вызывает интерес

- обещает удовольствие

- "замешан" на нерешаемых (с трудом решаемых) проблемах

- явно или неявно содержит сильные суждения, которые сложно оспорить в силу низкого культурного развития

- деперсонализация сообщения (чем более "объективен" говорящий, тем лучше; прямого отношения к говорящему сообщение как бы тоже может не иметь)

- сам по себе вирус не очень близко и не очень далеко "выходит" на комплекс неполноценности через промежуточные суждения

 


См. также

Коммуникация Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru